logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

28. Таможенное регулирование в России

Таможенная политика – целенаправленная деятельность государства, устанавливающая определенный режим таможенного налогообложения, посредством которого государство регламентирует объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Она является частью внешнеторговой политики государства.

Различают два вида таможенной политики:

В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие аргументы:

временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

Средства регулирования внешней торговли - таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются:

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях.

Функции и виды таможенных пошлин.

Таможенная пошлина выполняет 3 основных функции:

  1. фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части госбюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);

  2. протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

  3. балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам:

Различают 2 типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевозчик товара, таможенный брокер. Объектом обложения таможенной пошлины могут быть таможенная стоимость, количество перемещаемых через таможенную границу товаров, либо и то и др. одновременно.

Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законодательством устанавливаются Правительством РФ. Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов.

Можно сделать несколько выводов:

Таможенная политика России.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач. Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период:

1. возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство.

2. усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях.

3. единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины:

Таможенный кодекс РФ устанавливает порядок организации и деятельности таможенных органов. К компетенции таможенных органов как сборщика налогов относятся следующие полномочия:

  1. сбор таможенных платежей;

  2. предоставление отсрочек и рассрочек уплаченных таможенных платежей;

  3. принудительное взыскание таможенных платежей;

  4. привлечение к ответственности за неуплату и несвоевременную уплату таможенных платежей.

Таможенные органы:

1) федеральный органисполнительной власти, а именно Федеральная таможенная служба;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Методика определения таможенных доходов.

В основу исчисления таможенных доходов положено определение таможенной стоимости товара, которая составляет налогооблагаемую базу. Под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством порядке и используемая в целях таможенного обложения.

В России определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с законом РФ «О таможенном тарифе» и др. нормативными документами. Законом установлено 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров:

  1. метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Для его реализации используются данные, содержащиеся в счет-фактуре, а также сведения о некоторых иных суммах расходов (стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования и др.). Этот метод оценки используется в 90% импортных сделок.

  2. метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования соответствующих данных из сделки с идентичными им товарами.

  3. метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами. Принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми.

  4. метод оценки таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Таможенная оценка по этому методу базируется на цене единицы товара, по которой оцениваемые товары (идентичные или однородные) продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки.

  5. метод оценки таможенной стоимости на основе сложения стоимости. За основу таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: а) стоимости материалов и издержек, б) общих затрат, характерных для импорта в Россию, в) прибыли, от экспорта

  6. резервный метод оценки таможенной стоимости. В случае если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.

Кроме таможенных пошлин при переходе товара через таможенную границу взимаются др. налоги и сборы: НДС; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензии; таможенные сборы за хранение товаров; плата за участие в таможенных аукционах и др. налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ.