8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
Сущность рынка. Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга. В широком смысле рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.
В развитой рыночной экономике, где доминирует частная собственность на факторы производства, основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домашнего хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей или меньшей мере является государство (в форме государственного предпринимательства и правительственных органов) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой.
Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют др. с др., формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в т.ч. общий объем производства, общий доход, занятость.
Виды рынков
Критерии группировки | Виды рынков |
Экономическое назначение объектов рыночных отношений | Рынки товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, ценные бумаги, валюты, рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства и т.п. |
Территориальный признак | Рынки местные, региональные, общенациональные, мировые. |
Степень развитости конкуренции | Совершенно конкурентный рынок, монополизированный, монопсонический, смешанный. |
Характер продаж | Рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок |
Соблюдение законности | Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные». |
Степень участия государства | Рынки стихийные и регулируемые. |
Рынку объективно присущи следующие функции: коммуникативная, оценочная, стимулирующая, распределительная и информационная.
Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок посредством таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение, обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением; согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов - производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей; приведение в соответствие объема и структуры производства с объемом и структурой платежеспособного спроса; обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда; взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.
Оценочная функция заключается в соизмерении индивидуальных издержек производства с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции. Последняя, будучи скорректированной на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Именно рыночная стоимость определяет общественную значимость произведенных товаров и услуг и затраченного на их изготовление труда.
Стимулирующая функция проявляется в определяющей мере как результат внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, а также изменения соотношения между спросом и предложением. В конкуренции заложены мотивация экономического поведения субъектов рыночных отношений, своеобразное экономическое принуждение. Рыночная экономика путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции.
Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности, а именно: распределение экономических (материальных, трудовых, денежно-кредитных и финансовых) ресурсов между товаропроизводителями-продавцами в отраслевом и территориальном разрезах; реализацию произведенных благ, доведение их до конкретных потребителей-покупателей, т.е. товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; формирование доходов экономических субъектов рынка (прибыли, заработной платы и т.п.), последующее их распределение и перераспределение в процессе обмена результатами своей деятельности.
Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые каждый продает или покупает.
Рыночная экономика — экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами (частными лицами и фирмами) самостоятельно и независимо др. от др. Независимо принимаемые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком.
Основные черты рыночной экономики: 1) разнообразные и равноправные формы частной собственности, 2) экономическая свобода; 3) саморегулирование хозяйственной деятельности;.4) всеобщность; 5) договорные отношения; 6) экономическая ответственность; 7) конкуренция; 8) свободное ценообразование.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Преимущества | Недостатки |
Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Свобода выбора и действий потребителей и производителей. Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса. (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая 1 проблему дефицита). | Конкуренция объективно ведет к возникновению монополий. Рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды. Ориентация, прежде всего на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности рынок учитывает плохо или не учитывает вообще. Распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости и равенства в обществе. Нестабильность экономики Рынку имманентны такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность производства. |
Именно недостатки рыночной экономики привели в XX в. к усилению экономических функций государства и переходу от чисто рыночной к смешанной экономике. Этот вид рыночной экономики при наличии различных форм собственности и преобладании ее частной формы характеризуются вмешательством государства в экономическую жизнь общества и ее субъектов. Особенно это вмешательство характерно для сферы перераспределения доходов. Оно может практически осуществляться через цены, налоги, денежное обращение, кредитную политику, таможенные пошлины, валютный курс, трансфертные платежи (возвратные платежи для малообеспеченных — пенсии, пособия и т.п.).
Современная смешанная рыночная экономика каждой страны отличается своим национальным своеобразием, определяемым спецификой ее исторического развития. Вместе с тем по степени вмешательства государства в рыночную экономику выделяют несколько моделей рыночного хозяйствования. Американская модель смешанной рыночной экономики основана на принципах: наибольший экономий результат возникает при условии, если раскрывается потенциал каждого работника и оплата производится только по его личному вкладу; минимальная помощь слабым и неимущим; выживает сильнейший (США, Канада). Шведская модель: наибольшая возможность для развития экономики там, где существуют общественная гармония, равенство в доходах, бесконфликтность. Это социально ориентированный тип рыночной экономики (Швеция, Норвегия, Финляндия). Рейнская модель — промежуточная между описанными моделями, сочетает их. Для нее одинаково характерны как принцип прямой материальной заинтересованности в результатах труда, так и забота общества о малообеспеченных гражданах. Азиатская модель более всего тяготеет к «чистому» рынку (рынку свободной конкуренции), вмешательство государства в экономику минимально (Гонконг, Сингапур).
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения