logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации

Экономический анализ – это способ исследования экономических явлений путем их разложения на составные элементы и изучения каждого из этих элементов во взаимосвязи с остальными. Существует значительная совокупность видов экономического анализа, классифицируемая по следующим признакам:

- управленческий (внутренний) анализ, являющийся составной частью управленческого учета. Обеспечивает руководителей организаций аналитической информацией;

- финансовый (внешний) анализ, являющийся составной частью финансового учета. Обеспечивает внешних пользователей информацией о финансово-хозяйственной деятельности организаций.

- перспективный (прогнозный, предварительный);

- оперативный;

- текущий (ретроспективный).

- анализ экономики страны в целом;

- анализ отраслей экономики;

- анализ объединений, групп, комплексов, отдельных организаций (предприятий), их филиалов и подразделений;

- анализ составных элементов производства (трудовых и материальных ресурсов, предметов и орудий труда).

- анализ, выполняемый руководством и экономическими службами организаций;

- анализ, выполняемый налоговыми и контролирующими организациями;

- анализ, выполняемый поставщиками и потребителями;

- анализ, выполняемый кредитными организациями.

- комплексный экономический анализ (экономической, технической, социальной, экологической среды);

- социально-экономический анализ;

- технико-экономический анализ;

- финансовый анализ;

- экономико-правовой анализ;

- аудиторский анализ.

Выделяются также виды анализа по признакам: содержания и полноты изучаемых вопросов (полный, локальный, тематический); методов изучения объекта (системный, сравнительный, факторный и т.д.)

Финансовый анализ представляет собой систему способов исследования финансово- хозяйственных процессов, складывающихся в организациях (предприятиях) под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности.

Цель финансового анализа - определить финансовое состояние организации (предприятия), выявить его слабые места, потенциальные источники возникновения проблем и обнаружить сильные стороны, на которые следует сделать акцент в дальнейшей работе.

Эта цель достигается в результате решения определенного набора аналитических задач:

- мониторинг текущего состояния предприятия;

- анализ способности предприятия финансировать инвестиционные проекты;

- анализ способности предприятия возвращать кредиты;

- предупреждение банкротства;

- формирование прогнозов финансовой деятельности предприятия;

- оценка стоимости предприятия при его продаже или слиянии;

- анализ динамики финансового состояния.

Финансовый анализ состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: внешнего финансового анализа и внутрихозяйственного управленческого анализа.

Внутрихозяйственный анализ необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

При проведении анализа должны соблюдаться три основных момента: 1) должна быть составлена достаточно четкая программа анализа, включающая проработку макетов аналитических таблиц и алгоритмов расчета основных показателей, требуемое для их расчета и сравнительной оценки информационное и нормативное обеспечение; 2) схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному"; 3) любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться.

Методы финансового анализа.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению финансовых процессов.

Методы финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и количественные (математические).

Количественные методы - классифицируются следующим образом:

- метод статистического наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

- метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов);

- метод расчета средних величин – средних арифметических простых, взвешенных, геометрических;

- метод рядов динамики – определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста;

- метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам;

- метод сравнения – с конкурентами, с нормативами, в динамике;

- метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели;

- метод детализации;

- графические методы;

- метод цепных подстановок (элиминирования).

Наиболее простой метод - сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). Следующий метод - группировки, когда показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

- метод двойной записи;

- метод бухгалтерского баланса;

- методы элементарной математики;

- классические методы математического анализа – дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

- методы математической статистики – изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей;

- эконометрические методы – статистическое оценивание параметров экономических зависимостей;

- методы математического программирования – оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование;

- методы исследования операций – теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики;

- эвристические методы;

- методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

К традиционным методам относятся основные методы анализа финансовой отчётности:

- горизонтальный анализ,

- вертикальный анализ,

- трендовый анализ,

- метод финансовых коэффициентов,

- сравнительный анализ,

- факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности за текущий период с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Общими принципами финансового анализа являются:

- последовательность;

- системность;

- сравнимость показателей;

- использование научного аппарата (инструментария);

Последовательность анализа предполагает использование дедукции, означающей проведение анализа по принципу - от общего к частному, от причины к следствию (последовательно выявляются и анализируются сначала общие показатели, затем частные), и индукции, означающей последовательность проведения анализа по принципу - от частного к общему.

Системность, означающая целостность, взаимообусловленность и анализируемых показателей, и аналитических процедур

Сравнимость показателей означает наличие возможности для их сопоставления.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормативных (регламентируемых государством) ограничений и критериев различных сторон финансового состояния (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности).

Финансовый анализ предприятия выполняется с использованием определенных алгоритмов и формул.

Основным источником информации для проведения финансового анализа предприятия служит бухгал­терская отчетность - представляет собой систему показате­лей, отражающих имущественное и финансовое положение орга­низации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее дея­тельности за отчетный период.

Из форм бухгалтерской отчетности наиболее важными для финансового анализа являются бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Анализ баланса позволяет определить какими средствами располагает предприятие, дать общее представление о его ликвидности и платежеспособности, величине собственного капитала и обязательств.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) позволяет судить о финансовых результатах предприятия: выручке от реализации, прибыли – главной цели коммерческой организации. Эта форма является важнейшим источником информации для расчета и анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции.