logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

64. Классификация и управление затратами на предприятии

Под затратами понимают размер ресурсов использованных в процессе хозяйственной деятельности. Используется понятие себестоимости. Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов.

Управление затратами предприятия включает:

Классификация затрат производится по ряду признаков:

А также на:

- постоянные - меняются при изменении объемов производства (аренда, амортизация, расходы по налогу на имущество и др.).

-переменные- виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции. (затраты на сырье, материалы, энергию и т.д.).

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство

Различают: издержки производства - затраты материальных ресурсов и денежных средств, которые несет производитель на производство продукции.

Издержки обращения – это затраты, связанные с организацией реализации товара. Делятся на чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения – это расходы, обусловленные исключительно самим процессом купли-продажи (реклама, заработная плата продавцам и т.п.). Дополнительные издержки обращения - затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, расфасовка, упаковка и др.). Они увеличивают стоимость товара.

Три основных варианта классификации издержек:

  1. для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли;

  2. для принятия управленческого решения и планирования;

  3. для осуществления регулирования затрат

В целях определения себестоимости продукции и полученной прибыли издержки группируются по статьям и элементам, при этом различают затраты входящие и истекшие, затраты на продукт и на период.

Входящие затраты – это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и в будущем принесут доход, в балансе указываются как активы. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и не принесут доход, то они переходят к истекшим и отражаются на счете прибылей и убытков текущего периода.

Затраты на продукт. Величина затрат на продукт сравнивается с выручкой от реализации. Остальные затраты (коммерческие, административно-управленческие) относятся к непроизводственным и объединяются в одну группу расходов на период.

Для принятия решения целесообразно их разграничивать и изучать по следующим направлениям:

1. принимаемые и не принимаемые в расчет необходимы при выработке определенного решения. В определенной хозяйственной ситуации не все затраты должны приниматься во внимание при выработке решения

2. к безвозвратным затратам относятся расходы на приобретенные материалы и другие ресурсы, потребность в которых отпала.

3. вмененные затраты используют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого.

4. инкрементные затраты появляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении или продаже какой-либо продукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете на единицу продукции, принято называть маржинальными расходами.

Классификация затрат на регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемые - по каждому центру ответственности составляется смета затрат, за эффективность расходования которых руководитель центра несет ответственность.. Нерегулируемые - затраты, включаемые в смету центра ответственности и не зависящие от его деятельности.