logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину

Чисто внешне прибыль предстает как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности. Прибыль это:

Сущность и виды прибыли.

2 основных подхода к определению прибыли. Согласно экономическому подходу прибыль - это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала, либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода. Значение подобным образом рассчитанной прибыли будет весьма приблизительным.

По бухгалтерскому подходу прибыль (убыток) есть положительная (отриц.) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождается уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Всилу целого ряда причин практическое применение имеет бух. подход. Экономич. подход полезен для понимания сущности прибыли, а бух. - для понимания логики порядка ее практического исчисления.

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных видов (показателей) прибыли.

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем. В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции или услуг, т.е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и (г) прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).

Как следует из схемы, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности: (1)оплата затрат труда и материалов (материальные расходы); (2) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы);(3)выплата налогов и обязательных платежей; (4) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами.

В литературе существует разнообразие вариантов классификации прибыли, например:

1)По характеру использования: капитализированная (нераспределенная); прибыль, направленная на дивиденды (потребленная)

2) По периодичности получения: регулярная прибыль; чрезвычайная прибыль

3) По видам деятельности: прибыль от обычной деятельности (операционная прибыль); от инвестиционной деятельности; от финансовой деятельности

4) По источникам формирования: прибыль от реализации услуг; от реализации имущества; внереализационная

5) По порядку формирования: валовая прибыль; маржинальный доход; прибыль до налогообложения.

Расчет показателей прибыли коммерческих организаций и факторы, ее определяющие

Для отражения информации о формировании финансовых результатов коммерческих организаций в бухгалтерской отчетности предусмотрена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». При планировании, учете и экономическом анализе используется следующая система показателей прибыли, представленная в форме №2:

  1. Валовая прибыль – прибыль от реализации продукции, отражает эффективность работы производствен. подразделений.

Валовая прибыль

(стр. 029 ф.№ 2)

  1. Прибыль от продаж – разница между валовой прибылью и текущими периодическими расходами: коммерческими и управленческими, отражает экономическую эффективность основной деятельности предприятия(производства и реализации продукции)

  1. Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) включает прибыль от продаж продукции, товаров, работ, услуг, т.е. результат обычной деятельности предприятия, и сальдо прочих доходов и расходов, показывает экономическую эффективность всей хозяйствен. деятельности организации.

Сальдо прочих доходов и расходов (стр.060–стр.070+стр.080+ +стр.090-стр.100 ф. № 2)

  1. Ч

    Текущий налог на прибыль = Налог на прибыль ± Платежи по перерасчету по налогу на прибыль (ОНА иОНО) + Санкции за нарушение налогового законодательства (стр.150 ф.№ 2)

    истая прибыль, получается вычитанием из бухгалтерской прибыли текущего налога на прибыль и иных обязательных платежей из прибыли (штрафы и пени по расчетам с бюджетом), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль). Показывает финансовый результат предприятия, характеризующий его экономический эффект.

Чистая прибыль

(стр. 190 ф.№ 2)

Прибыль до налогообложения (стр. 140 ф.№ 2)

Прибыль является итоговым показателем деятельности предприятия, соответственно, на нее оказывает влияние множество самых разнообразных факторов.

К внешним факторам (экзогенные) относятся: (1) рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг,); (2) хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, гос. регулирование тарифов и цен).

Внутренними факторами(эндогенные) являются: (1) материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции); (2) организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, информационное обеспечение процессов принятия решения); (3) экономические ( экономическое стимулирование производства, налоговое планирование); (4)социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда,).

Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда параметров, основными из которых являются: изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменение объемов продукции (по базовой себестоимости); изменение в структуре реализации продукции; экономия от снижения себестоимости продукции; изменение себестоимости за счет структурных сдвигов; изменение цен на материалы и тарифов на услуги; изменение цен на 1 рубль продукции.

На величину прибыли воздействует также эффект производственного и финансового рычага.

Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.

Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает.