logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы

Понятие дивидендной политики непосредственно связано с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы и к предприятиям других организационно-правовых форм долевой собственности. В этом случае надо говорить не о дивиденде, а о прибыли на вклад. Под дивидендной политикой понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование (реинвестирование), что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточно прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость, и нынешние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.

Основными этапами формирования дивидендной политики являются:

  1. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

  2. выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

  3. разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

  4. определение уровня дивидендов на одну акцию;

  5. оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

Факторами, определяющими практическое проведение дивидендной политики, являются:

Инвестиционные возможности предприятия можно назвать одним из главных критериев выбора дивидендной политики. Большинство предприятий постоянно сталкиваются с проблемами поиска финансовых источников для наращивания производственных мощностей, обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.

При отсутствии возможностей выгодного инвестирования прибыли в развитие предприятия акционер предпочтет получить более высокие дивиденды сегодня с целью их вложения в другие предприятия.

Необходимым условием принятия решения о дивидендных выплатах должно являться обеспечение достаточного уровня ликвидности активов предприятия.

На возможность выплаты и размер дивидендов помимо суммы прибыли и рентабельности собственного капитала влияет эффект финансового рычага. Он зависит от сложившегося к моменту дивидендных выплат соотношения собственного и заемного капитала. Если у предприятия есть возможность быстро получить заемные средства к моменту выплаты дивидендов, то оно может определять размер дивидендных выплат независимо от степени ликвидности своих активов.

Важным фактором, влияющим на проводимую дивидендную политику, является угроза возможной утраты контроля над управлением предприятием. Для поддержания стабильного уровня дивидендных выплат в качестве источника их покрытия часто прибегают к дополнительной эмиссии акций, что приводит к появлению новых акционеров и размыванию капитала.

При проведении дивидендной политики нельзя игнорировать информационный эффект дивидендных выплат. Необходимо проводить аналитическую работу по оценке дивидендных ожиданий инвесторов и отбору информации о тенденциях дивидендного дохода для публикации.

Важным фактором, влияющим на формирование дивидендной политики, особенно в России, является инфляционное обесценение активов. Именно в условиях высоких темпов инфляции инвестор предпочтет получение прибыли сегодня вместо сверхприбыли завтра. Акционеру всегда сложно отказаться от дивидендных выплат в пользу инвестирования полученной прибыли даже в высокодоходные проекты.

Выделятся четыре типа дивидендной политики:

  1. консервативный (установление ограничений размера дивидендов при их повышении в периоды роста доходов предприятия, выплаты невысокие, но их доля стабильна);

  2. агрессивный (происходит постоянный рост дивидендов);

  3. умеренный или компромиссный (как симбиоз двух названных типов);

  4. индифферентный (выплаты дивидендов не практикуются вследствие непрочного финансового положения предприятия или «теневого» распределения доходов между его собственниками).

Методика постоянного процентного распределения прибыли подразумевает стабильный в течение продолжительного времени процент чистой прибыли, направляемый на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. В соответствии с данной методикой дивиденды не выплачиваются в тех случаях, если предприятие закончило текущий год с убытком или вся полученная прибыль должна быть направлена владельцам облигаций и привилегированных акций.

Методика фиксированных дивидендных выплат подразумевает регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к курсовой стоимости акций (с возможной корректировкой на инфляцию).

Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов. В случае благоприятной рыночной конъюнктуры и большой величины прибыли текущего года акционерам выплачиваются экстра-дивиденды.

Методика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное повышение уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимущества здесь очевидны – высокая рыночная стоимость акций предприятия и их привлекательность в глазах инвесторов. Недостатками методики являются ее негибкость и постоянное нарастание финансовой напряженности.

Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу предусматривает выплату дивидендов только после финансирования всех эффективных инвестиционных проектов. Преимущества заключаются в обеспечении высоких темпов развития предприятия, сохранения финансовой устойчивости. Но гарантированность дивидендов при этом становится минимальной, а рыночная стоимость акций – невысокой.

Методика выплаты дивидендов акциями предусматривает выдачу акционерам вместо денежных средств дополнительного пакета акций.

Для оценки эффективности проводимой предприятием дивидендной политики используются следующие основные показатели: