85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
Понятие дивидендной политики непосредственно связано с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы и к предприятиям других организационно-правовых форм долевой собственности. В этом случае надо говорить не о дивиденде, а о прибыли на вклад. Под дивидендной политикой понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.
Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование (реинвестирование), что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточно прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость, и нынешние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.
Основными этапами формирования дивидендной политики являются:
оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;
разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
определение уровня дивидендов на одну акцию;
оценка эффективности проводимой дивидендной политики.
Факторами, определяющими практическое проведение дивидендной политики, являются:
правовое регулирование дивидендных выплат;
обеспечение достаточного размера средств для расширения производства;
поддержание достаточного уровня ликвидности;
сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;
соблюдение интересов акционеров;
информационное значение дивидендных выплат.
Инвестиционные возможности предприятия можно назвать одним из главных критериев выбора дивидендной политики. Большинство предприятий постоянно сталкиваются с проблемами поиска финансовых источников для наращивания производственных мощностей, обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.
При отсутствии возможностей выгодного инвестирования прибыли в развитие предприятия акционер предпочтет получить более высокие дивиденды сегодня с целью их вложения в другие предприятия.
Необходимым условием принятия решения о дивидендных выплатах должно являться обеспечение достаточного уровня ликвидности активов предприятия.
На возможность выплаты и размер дивидендов помимо суммы прибыли и рентабельности собственного капитала влияет эффект финансового рычага. Он зависит от сложившегося к моменту дивидендных выплат соотношения собственного и заемного капитала. Если у предприятия есть возможность быстро получить заемные средства к моменту выплаты дивидендов, то оно может определять размер дивидендных выплат независимо от степени ликвидности своих активов.
Важным фактором, влияющим на проводимую дивидендную политику, является угроза возможной утраты контроля над управлением предприятием. Для поддержания стабильного уровня дивидендных выплат в качестве источника их покрытия часто прибегают к дополнительной эмиссии акций, что приводит к появлению новых акционеров и размыванию капитала.
При проведении дивидендной политики нельзя игнорировать информационный эффект дивидендных выплат. Необходимо проводить аналитическую работу по оценке дивидендных ожиданий инвесторов и отбору информации о тенденциях дивидендного дохода для публикации.
Важным фактором, влияющим на формирование дивидендной политики, особенно в России, является инфляционное обесценение активов. Именно в условиях высоких темпов инфляции инвестор предпочтет получение прибыли сегодня вместо сверхприбыли завтра. Акционеру всегда сложно отказаться от дивидендных выплат в пользу инвестирования полученной прибыли даже в высокодоходные проекты.
Выделятся четыре типа дивидендной политики:
консервативный (установление ограничений размера дивидендов при их повышении в периоды роста доходов предприятия, выплаты невысокие, но их доля стабильна);
агрессивный (происходит постоянный рост дивидендов);
умеренный или компромиссный (как симбиоз двух названных типов);
индифферентный (выплаты дивидендов не практикуются вследствие непрочного финансового положения предприятия или «теневого» распределения доходов между его собственниками).
Методика постоянного процентного распределения прибыли подразумевает стабильный в течение продолжительного времени процент чистой прибыли, направляемый на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. В соответствии с данной методикой дивиденды не выплачиваются в тех случаях, если предприятие закончило текущий год с убытком или вся полученная прибыль должна быть направлена владельцам облигаций и привилегированных акций.
Методика фиксированных дивидендных выплат подразумевает регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к курсовой стоимости акций (с возможной корректировкой на инфляцию).
Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов. В случае благоприятной рыночной конъюнктуры и большой величины прибыли текущего года акционерам выплачиваются экстра-дивиденды.
Методика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное повышение уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимущества здесь очевидны – высокая рыночная стоимость акций предприятия и их привлекательность в глазах инвесторов. Недостатками методики являются ее негибкость и постоянное нарастание финансовой напряженности.
Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу предусматривает выплату дивидендов только после финансирования всех эффективных инвестиционных проектов. Преимущества заключаются в обеспечении высоких темпов развития предприятия, сохранения финансовой устойчивости. Но гарантированность дивидендов при этом становится минимальной, а рыночная стоимость акций – невысокой.
Методика выплаты дивидендов акциями предусматривает выдачу акционерам вместо денежных средств дополнительного пакета акций.
Для оценки эффективности проводимой предприятием дивидендной политики используются следующие основные показатели:
коэффициент дивидендного выхода, т.е. отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к прибыли, причитающейся на ту же акцию. Он показывает, какая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;
показатель дивидендного дохода, т.е. отношение суммы дивиденда на одну обыкновенную акцию к ее рыночной цене. Это показатель является мерой текущего дохода акционера, поскольку его повышение может быть вызвано не только увеличением дивидендных выплат, но и снижением рыночной цены акции;
коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию. Он показывает цену, которую инвесторы готовы заплатить за единицу дохода предприятия.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения