logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

30. Налоговая политика

В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и др. компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности: а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Налоговую политику можно свести к трем элементам:

Российскими учеными предлагается освободить от налогообложения минимальные доходы граждан за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи при условии, что будет снижено предоставление бесплатных соц. услуг, финансируемых за счет государственного бюджета и установлен льготный режим для частного пенсионного обеспечения.

Некоторые спорные моменты в действующей налоговой политике:

  1. рост косвенных налогов в зависимости от эластичности спроса по цене может привести либо к убыточности хозяйства потребителей, либо к общему росту цен и инфляции (снижению уровня жизни малообеспеченных), либо к сокращению спроса на определенный товар и убыточности его производства;

  2. косвенные налоги влияют на объем производства того или иного товара, причем воздействие одного и того же налога по одной и той же ставке различно для динамики производства товаров, поскольку различна эластичность спроса;

  3. по-разному воздействуя через рыночный механизм на уровень цен и объем производства товаров, налоги тем самым влияют на величину и распределение дохода от производства и реализации тех или иных товаров, что выступает косвенным фактором структурных преобразований экономики и перелива капитала между отраслями;

  4. согласно теории налогообложения Смита, пропорциональное обложение в известном смысле несправедливо (10%-ная налоговая ставка для бедных налогоплательщиков будет несопоставимо тяжелее, нежели такая же ставка для богатых).

  5. чрезмерные прогрессивные налоги сковывают процессы накопления капитала; подрывают хозяйственную и трудовую мотивацию; провоцируют уклонение от налогов; в условиях открытой экономики вызывают утечку капитала за границу.

  6. поимущественное обложение должно быть умеренным, чтобы в случае низкой рентабельности не затрагивать капитал предприятия (в странах с развитой рыночной экономикой подобным налогом облагаются лишь активы крупных корпораций). Поимущественное налогообложение обладает определенными преимуществами: а) делает бессмысленным сокрытие прибылей; б) ограничивает заинтересованность корпораций в наращивании нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам; в) создает источник доходов региональных бюджетов; г) стимулирует рациональное, эффективное использование производственных ресурсов, поскольку платить приходится даже за неиспользуемое имущество.

  7. в современных условиях существенное значение приобретает воздействие налогов на ускорение НТП. Например, проведение политики ускоренной амортизации (государство намеренно занижает налоговую базу по налогу на прибыль, но способствует технической модернизации предприятия, выходу их из депрессивного состояния).

Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятия от уплаты налогов.

Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятия от налогообложения: тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятия, недостаточное знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

На микро-уровне можно выделить следующие недостатки:

- расхождения между стандартами бух. учета и налогового учета, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;

- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятия;

- исключительная множественность налогов;

- противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Федеральной налоговой службы (ФНС) и Минфина РФ, арбитражной практики.

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерной доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных граждан.