logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы

Поскольку цикличность экономического развития ведет к макроэкономической нестабильности, снижает общие темпы экономического роста, постольку экономический цикл является зоной высокой активности государства. На разных фазах цикла содержание проводимой государством антициклической (антикризисной) политики меняется:

Вид политики

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработной платы

Понижение заработной платы

Повышение заработной платы

Инвестиционная политика

Сокращение государственных инвестиций.

Увеличение государственных инвестиций.

Государство в современной рыночной экономике может и активно воздействует на цикличность и уменьшение потерь от экономических кризисов. Обобщение практики экономической политики государства в этой области позволяет прийти к выводу, что все методы государственного антикризисного регулирования сводятся к реализации политики противодействия. Это означает, что в каждой из фаз экономического цикла государство использует средства и методы, направленные против хода колебаний в экономике. Так, в фазах кризиса и депрессии, т.е. в периоды низкой деловой конъюнктуры, государство всеми способами стремится активизировать хозяйственную деятельность. В этой ситуации государство может увеличить финансирование на создание рабочих мест, увеличить объемы закупаемой государством перепроизведенной продукции, снизить налоги и т.д.

В периоды оживления и подъема экономики государство принимает меры, позволяющие снизить деловую активность и уменьшить «перегрев» экономики. В этих условиях повышаются налоги, снижаются государственные расходы на финансирование экономики и государственные закупки товаров и др.

Государство, таким образом, модифицирует экономический цикл, снижает степень напряженности в каждой из фаз цикла. Объективная оценка развития мировой экономики последних десятилетий свидетельствует о том, что кризис становится менее разрушительным, резко сокращается или исчезает фаза депрессии.

Несмотря на достаточную научную исследованность проблем циклического развития, возникновения кризисов в социально- экономической сфере, а также наличие в развитых странах механизмов антикризисного регулирования, кризисы возникают и начинают стремительно развиваться, как правило, неожиданно.

Кризис, начавшийся осенью 2008 года, естественно, вынудил большинство стран принимать экстренные антикризисные меры на государственном уровне.

В частности, в США две ведущие ипотечные компании, банкротство которых спровоцировало начало кризиса в мировой финансовой системе, сразу получили государственную поддержку. Тем самым был подтвержден имидж крупнейших корпораций США, как надежных заемщиков. (Дело в том, что в облигациях указанных ипотечных компаний, а также в казначейских облигациях США держат свои резервные финансовые средства правительства многих стран, имея в виду их высокую надежность). Чтобы смягчить начавшийся в банковской сфере кризис ликвидности (нехватки денежных средств) правительство США «продавило» в конгрессе выделение банковской сфере 700 млрд. долларов. Затем сумма поддержки была доведена до 1 трлн. долларов. Причем акцент при выделении этих средств был сделан на необходимости их использования для кредитования предприятий реального (производящего продукцию и услуги) сектора экономики.

Примером реальных антикризисных действий международного уровня является создание странами азиатско-тихоокеанского региона в мае 2009 года стабилизационного фонда в размере 100 млрд. долларов (по 38% этой суммы внесли Китай и Япония, 19% - Южная Корея и 5% - ряд других стран) для поддержания финансовой системы своих стран.

Среди антикризисных мер, которые были приняты в достаточно оперативном порядке российской законодательной и исполнительной властью, можно отметить:

- выделение средств из золотовалютного резерва государства (5 трлн. руб.) банковской системе (через посредство контролируемых государством Сбербанка РФ, ВТБ, Газпромбанка) в целях поддержания уровня ликвидности коммерческих банков (конец сентября – начало октября 2008 года);

- выделение средств из золотовалютного резерва государства (через посредство контролируемого государством Внешэкономбанка) для поддержания необходимого уровня платежеспособности коммерческих банков – заемщиков денежных средств у зарубежных банков (начало октября 2008 года);

- законодательно принятое решение об увеличении с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. гарантированно возвращаемой суммы по депозитным вкладам граждан в коммерческих банках - в целях привлечения денежных и инвестиционных ресурсов в банковский сектор экономики (середина октября 2008 года);

- отсрочка для предприятий выплаты НДС до трех месяцев после соответствующего налогового периода (начало октября 2008 года);

- снижение для хозяйствующих субъектов ставки налога на прибыль с 24% до 20%, а для предприятий малого бизнеса с 15% до 5% - в целях активизации предпринимательской активности (конец ноября 2008 года);

- повышение до 4,9 тыс. руб. размера пособия гражданам по безработице;

- в целях поддержания финансовой устойчивости крупных компаний, испытывающих финансовые трудности, предусмотрено государственное участие в их деятельности путем внесения соответствующих средств в их уставные капиталы;

- агентству по страхованию вкладов выделено 200 млрд. руб. из государственных резервов с правом вхождения в число собственников проблемных банков, не имеющих средств для возврата по депозитным вкладам населения (путем внесения соответствующих средств в их уставный капитал);

- выделение государственных средств на переквалификацию, переобучение граждан, а также в качестве подъемных – при переезде граждан в другое место жительства, где есть возможность трудоустройства.

Проблемы Дописать