26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
Под предпринимательской средой понимается сложившаяся в стране социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая дееспособным гражданам благоприятные условия для занятия предпринимательской деятельностью. Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешнюю среду делят на микросреду (включает в себя субъекты, имеющие прямое отношение, как к данному предприятию, так и к возможностям его руководства по извлечению доходов (поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты)) и макросреду (представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом. включает следующие факторы: природные, политические, технические, экономические демографические и культурные).
Внешняя предпринимательская среда представляет собой совокупность условий и факторов, действующих независимо от желания и воли самих предпринимателей и при этом активно влияющих (позитивно или негативно) на развитие в стране предпринимательства. В эту совокупность входят природные, технические, политические, экономические, демографические и культурные факторы и условия.
Влияние природных условий связано с дефицитом некоторых видов природных ресурсов, сырья, ростом загрязнения окружающей среды, спецификой климата. Воздействие технического фактора на предпринимательскую среду связано с возможностями и последствиями внедрения на производстве новых технологий. Влияние политических условий связано с проявлением особенностей политической системы, в частности с наличием прогрессивного законодательства, стимулирующего развитие предпринимательства в стране. Влияние экономических условий определяется состоянием и уровнем развития производительных сил, состоянием хозяйственного механизма и экономики страны в целом. Воздействие демографического фактора определяется темпами роста или снижения рождаемости, смертности, старения, образовательного уровня населения, тенденциями в миграционных процессах. Влияние культурного фактора на предпринимательскую деятельность характеризуется наличием и особенностями культурных ценностей, субкультур в рамках единой культуры.
Особо следует выделить влияющие на развитие предпринимательства финансовые факторы внешней среды. К ним относят факторы как бюджетный потенциал государства, величина ставки рефинансирования, конвертируемость и курс национальной валюты, объем и динамика инвестиций, количество налогов и размер налоговых ставок, развитость кредитных отношений и фондового рынка.
Финансовая микросреда предпринимательства. В качестве внешнего финансового фактора выступают также хозяйствующие субъекты, имеющие с данной предпринимательской структурой непосредственные производственные, управленческие и социальные отношения и способные влиять на финансовые результаты ее деятельности. К этим субъектам относятся: поставщики (юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие производственным сырьем и материалами, необходимыми для создания его продукции); клиенты (покупатели потребительского рынка, рынка промежуточных продавцов, рынка производителей, рынка государственных учреждений и международного рынка); конкуренты (по продукции, сбыту, цене и коммуникациям); посредники (торговые, по организации товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные), государственные учреждения (налоговые и пожарные инспекции, организации по защите окружающей среды и т.д.); местные органы власти; местная общественность; средства массовой информации.
Степень активности:
активные конкуренты – это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступают как таковые;
потенциальные соперники: поставщики и посредническо-сбытовые организации, увеличивающие число клиентов на прежних рынках; предприятия, расширяющие ассортимент, применяющие новые технологии; новые предприятия или концерны.
Направления конкуренции:
конкуренты по продукции: они имеют одинаковую продукцию (или) проводят одинаковую производственную политику;
конкуренты по сбыту: для них характерна особенно острая конкуренция по товарам широкого потребления;
ценовая конкуренция; товары определенного класса конкурируют между собой;
коммуникационная конкуренция: ее цель – привлечение интересов партнеров по рынку к собственной продукции.
Контактная аудитория – это любая группа людей, проявляющая интерес к работе данного предприятия и которая может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности. Контактные аудитории классифицируются по следующим признакам:
По характеру воздействия на интересы предприятия
благотворные аудитории – это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованные положительный характер (например, спонсоры);
искомые аудитории – это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации);
нежелательные аудитории – это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей товаров).
По содержанию самих контактных аудиторий
финансовые круги (кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры);
контактные аудитории средств массовой информации (телекомпании, радиостанции, газеты, журналы);
группы государственных учреждений;
гражданские группы действий (союзы потребителей, защитники экологической среды, и др.)
местные контактные аудитории (местные жители, проявляющие интерес, например, к производствам повышенной степени опасности);
внутренние контактные аудитории (собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие).
Внутренняя предпринимательская среда определяется следующей совокупностью элементов:
наличием у предприятия собственного капитала, позволяющего ему хозяйствовать в качестве предпринимательской структуры;
определением направлений хозяйственной деятельности, где возможно получение прибыли;
наличием партнеров по бизнесу, что гарантирует устойчивость хозяйственных связей;
наличием профессиональных управленцев, способных обеспечить эффективное функционирование бизнеса;
наличием механизма, обеспечивающего защиту бизнеса от недружественных действий и сохранение предпринимательской (коммерческой) тайны.
Финансовое посредничество. Среди перечисленных субъектов предпринимательской среды представляют институт финансового посредничества и деятельность финансовых посредников. Взаимодействие между продавцами и покупателями финансовых ресурсов может осуществляться непосредственно (прямое финансирование (не выпускает собственных финансовых инструментов, не принимает на себя финансовых обязательств.)), или опосредованно (опосредованное финансирование – финансовое посредничество (действует от своего лица и за счет собственных средств, принимая на себя кредитный риск.)).
Проведение такого рода операций требует профессионализма, знания потребностей потенциальных покупателей. Специализируются на этих операциях брокеры, дилеры и инвестиционные банки. Брокеры не являются продавцами или покупателями, они сводят продавцов и заинтересованных покупателей, исполняя их заказы за определенную плату. Дилеры приобретают и продают финансовые активы от своего имени и за свой счет. Их доход определяется разницей между ценой покупки и ценой продажи активов, которая зависит от уровня предложения и спроса на них.
Инвестиционные банки выступают в роли одновременно и дилера, и брокера. Они осуществляют первичное размещение финансовых обязательств по фиксированной цене, снижая тем самым эмиссионный риск их продавцов. Движение финансовых ресурсов от продавцов к покупателям чаще происходит путем опосредованного финансирования, которое предполагает наличие финансовых посредников. Финансовые посредники – это финансовые институты, суть деятельности которых заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов одних субъектов хозяйствования и предоставлении их от своего имени и за определенную плату другим, нуждающимся в этих ресурсах, субъектам. С позиций субъекта, имеющего временно свободные денежные средства (кредитора), выгоды состоят в следующем:
при отсутствии финансового посредника велик кредитный риск – риск не возврата основной суммы долга и процентов.
посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг.
финансовые посредники позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности, т.е. возможность получения наличных денег
Выгоды для заемщика:
финансовые посредники упрощают систему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.
при наличии финансового посредника ставка на кредит для заемщика при нормативных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при отсутствии такого посредника.
финансовый посредник осуществляет трансформацию сроков и восполняет таким образом разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд со стороны заемщика и предпочтением ликвидности со стороны кредитора.
финансовые посреднические институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.
Финансовых посредников можно разделить на 4 основные группы:
Финансовые учреждения депозитного типа.
Договорные обязательные учреждения.
Инвестиционные фонды.
Иные финансовые организации.
Наиболее распространенными финансовыми посредниками выступают учреждения депозитного типа. Основными институтами данной группы является коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Сберегательные институты является специализированными финансовыми институтами, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты.
Инвестиционные фонды продают свои ценные бумаги (акции, инвестиционные паи) инвесторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых обязательств, характеризуются, высокой надежностью и низким номиналом продаваемых ценные бумаги.
Различные типы финансовых компаний, таких, как финансовые компании, специализирующиеся на кредитных и лизинговых операциях в сфере бизнеса и финансовые компании потребительского кредита, предоставляющие займы домашним хозяйствам с правом погашения в рассрочку. Основную часть денежных средств эти финансовые институты получают от продажи инвесторам краткосрочных обязательств в виде коммерческих бумаг.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения