logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники

Под предпринимательской средой понимается сложившаяся в стране социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая дееспособным гражданам благоприятные условия для занятия предпринимательской деятельностью. Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешнюю среду делят на микросреду (включает в себя субъекты, имеющие прямое отношение, как к данному предприятию, так и к возможностям его руководства по извлечению доходов (поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты)) и макросреду (представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом. включает следующие факторы: природные, политические, технические, экономические демографические и культурные).

Внешняя предпринимательская среда представляет собой совокупность условий и факторов, действующих независимо от желания и воли самих предпринимателей и при этом активно влияющих (позитивно или негативно) на развитие в стране предпринимательства. В эту совокупность входят природные, технические, политические, экономические, демографические и культурные факторы и условия.

Влияние природных условий связано с дефицитом некоторых видов природных ресурсов, сырья, ростом загрязнения окружающей среды, спецификой климата. Воздействие технического фактора на предпринимательскую среду связано с возможностями и последствиями внедрения на производстве новых технологий. Влияние политических условий связано с проявлением особенностей политической системы, в частности с наличием прогрессивного законодательства, стимулирующего развитие предпринимательства в стране. Влияние экономических условий определяется состоянием и уровнем развития производительных сил, состоянием хозяйственного механизма и экономики страны в целом. Воздействие демографического фактора определяется темпами роста или снижения рождаемости, смертности, старения, образовательного уровня населения, тенденциями в миграционных процессах. Влияние культурного фактора на предпринимательскую деятельность характеризуется наличием и особенностями культурных ценностей, субкультур в рамках единой культуры.

Особо следует выделить влияющие на развитие предпринимательства финансовые факторы внешней среды. К ним относят факторы как бюджетный потенциал государства, величина ставки рефинансирования, конвертируемость и курс национальной валюты, объем и динамика инвестиций, количество налогов и размер налоговых ставок, развитость кредитных отношений и фондового рынка.

Финансовая микросреда предпринимательства. В качестве внешнего финансового фактора выступают также хозяйствующие субъекты, имеющие с данной предпринимательской структурой непосредственные производственные, управленческие и социальные отношения и способные влиять на финансовые результаты ее деятельности. К этим субъектам относятся: поставщики (юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие производственным сырьем и материалами, необходимыми для создания его продукции); клиенты (покупатели потребительского рынка, рынка промежуточных продавцов, рынка производителей, рынка государственных учреждений и международного рынка); конкуренты (по продукции, сбыту, цене и коммуникациям); посредники (торговые, по организации товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные), государственные учреждения (налоговые и пожарные инспекции, организации по защите окружающей среды и т.д.); местные органы власти; местная общественность; средства массовой информации.

Степень активности:

Направления конкуренции:

Контактная аудитория – это любая группа людей, проявляющая интерес к работе данного предприятия и которая может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности. Контактные аудитории классифицируются по следующим признакам:

По характеру воздействия на интересы предприятия

По содержанию самих контактных аудиторий

Внутренняя предпринимательская среда определяется следующей совокупностью элементов:

Финансовое посредничество. Среди перечисленных субъектов предпринимательской среды представляют институт финансового посредничества и деятельность финансовых посредников. Взаимодействие между продавцами и покупателями финансовых ресурсов может осуществляться непосредственно (прямое финансирование (не выпускает собственных финансовых инструментов, не принимает на себя финансовых обязательств.)), или опосредованно (опосредованное финансирование – финансовое посредничество (действует от своего лица и за счет собственных средств, принимая на себя кредитный риск.)).

Проведение такого рода операций требует профессионализма, знания потребностей потенциальных покупателей. Специализируются на этих операциях брокеры, дилеры и инвестиционные банки. Брокеры не являются продавцами или покупателями, они сводят продавцов и заинтересованных покупателей, исполняя их заказы за определенную плату. Дилеры приобретают и продают финансовые активы от своего имени и за свой счет. Их доход определяется разницей между ценой покупки и ценой продажи активов, которая зависит от уровня предложения и спроса на них.

Инвестиционные банки выступают в роли одновременно и дилера, и брокера. Они осуществляют первичное размещение финансовых обязательств по фиксированной цене, снижая тем самым эмиссионный риск их продавцов. Движение финансовых ресурсов от продавцов к покупателям чаще происходит путем опосредованного финансирования, которое предполагает наличие финансовых посредников. Финансовые посредники – это финансовые институты, суть деятельности которых заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов одних субъектов хозяйствования и предоставлении их от своего имени и за определенную плату другим, нуждающимся в этих ресурсах, субъектам. С позиций субъекта, имеющего временно свободные денежные средства (кредитора), выгоды состоят в следующем:

  1. при отсутствии финансового посредника велик кредитный риск – риск не возврата основной суммы долга и процентов.

  2. посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг.

  3. финансовые посредники позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности, т.е. возможность получения наличных денег

Выгоды для заемщика:

  1. финансовые посредники упрощают систему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.

  2. при наличии финансового посредника ставка на кредит для заемщика при нормативных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при отсутствии такого посредника.

  3. финансовый посредник осуществляет трансформацию сроков и восполняет таким образом разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд со стороны заемщика и предпочтением ликвидности со стороны кредитора.

  4. финансовые посреднические институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

Финансовых посредников можно разделить на 4 основные группы:

  1. Финансовые учреждения депозитного типа.

  2. Договорные обязательные учреждения.

  3. Инвестиционные фонды.

  4. Иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками выступают учреждения депозитного типа. Основными институтами данной группы является коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Сберегательные институты является специализированными финансовыми институтами, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты.

Инвестиционные фонды продают свои ценные бумаги (акции, инвестиционные паи) инвесторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых обязательств, характеризуются, высокой надежностью и низким номиналом продаваемых ценные бумаги.

Различные типы финансовых компаний, таких, как финансовые компании, специализирующиеся на кредитных и лизинговых операциях в сфере бизнеса и финансовые компании потребительского кредита, предоставляющие займы домашним хозяйствам с правом погашения в рассрочку. Основную часть денежных средств эти финансовые институты получают от продажи инвесторам краткосрочных обязательств в виде коммерческих бумаг.