logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. По данным официальной бухгалтерской отчетности коммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, так как в числителе и знаменателе дроби могут быть использованы различные показатели:

Показатели рентабельности можно объединить в четыре основные группы:

1. Рентабельность активов:

2. Рентабельность капитала:

3. Рентабельность продаж:

4. Рентабельность затрат:

Одним из важнейших показателей рентабельности является рентабельность собственного капитала, которая характеризует способность предприятия к наращиванию капитала, его финансовую устойчивость. Рентабельность собственного капитала отражает величину прибыли на вложенный капитал. Рентабельность активов отражает доходность имущества организации, а рентабельность продаж – прибыль, полученную предприятием с каждого рубля выручки от продаж. Рентабельность затрат характеризует прибыль, полученную предприятием на каждый рубль расходов. Коэффициенты затрат в выручке показывают долю затрат на каждый рубль выручки и могут быть рассчитаны по каждому экономическому элементу: материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда и т.д.

Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность продаж – отношение полученной прибыли к выручке от реализации продукции. В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:

  1. показатели рентабельности всего объема продаж;

  2. показатели рентабельности по отчетным сегментам;

  3. показатели рентабельности конкретных видов продукции.

Рентабельность продаж может быть повышена за счет:

Важнейшее значение в системе показателей рентабельности организации имеет показатель рентабельности активов (имущества). Этот показатель отражает эффективность деятельности предприятия, так как в числителе представлены финансовые результаты, а в знаменателе – стоимость имущества, которым располагает организация. При проведении анализа показатели рентабельности активов исчисляются за несколько аналогичных периодов времени, затем сравниваются и делаются выводы об изменении уровня рентабельности предприятия. Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на повышение рентабельности активов коммерческой организации:

  1. первая группа факторов отражает возможности увеличения бухгалтерской и чистой прибыли организации; (за счет: наращивания объемов выпуска и продаж продукции, работ, услуг; снижения себестоимости продукции; сокращения управленческих и коммерческих расходов; допустимого повышения цен на реализуемую продукцию и т.д)

  2. вторая группа показывает возможности оптимизации величины и структуры активов организации( за счет: реализации, ликвидации либо безвозмездной передачи ненужных или излишних объектов имущества; сокращения текущих запасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня и т.д)

Рентабельность собственного капитала отражает уровень эффективности его использования.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала можно провести, выделив влияющие факторы: коэффициент отдачи собственного капитала и рентабельность продаж. Влияние коэффициента отдачи собственного капитала можно детализировать по составным частям собственного капитала: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д. Влияние рентабельности продаж детализируют по факторам изменения чистой прибыли.