logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

12) Подведомственности расходов бюджетов

Принцип означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а также в силу создания организации – получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

13) Единства кассы

Принцип означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Доходы бюджета как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие у государства (в лице органов государственного управления и местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетных фондов страны и ее административно-территориальных образований.

Доходы бюджета группируются по источникам их получения и по видам.

Основным источником доходов бюджетов является национальный доход (вновь созданная стоимость) – часть валового внутреннего продукта, складывающаяся из доходов хозяйствующих субъектов (предпринимательской прибыли, заработной платы лиц наемного труда и природной ренты). Кроме того в качестве источника доходов бюджета выступают доходы, получаемые в результате хозяйственного использования национального богатства: доходы от приватизации и сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, от продажи экономических (финансовых и нефинансовых) активов, в том числе золотого запаса.

По видам доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных налоговым законодательством РФ федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

К безвозмездным поступлениям относятся:

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, зачисленные в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Расходы бюджета как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие у государства (в лице органов государственного управления и местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и использования бюджетных фондов различного уровня.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Существенное внимание при внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ, вступающим в силу с 01.01.2008 г., уделено бюджетным ассигнованиям.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

Первое место в перечне бюджетных ассигнований отведено ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг. К ним относятся ассигнования на:

Дополнения к Бюджетному кодексу, вступившие в силу с 01.01.2008г., предусматривают также:

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда используются на финансирование непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований этого фонда осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ.

Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществлении программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Сбалансированность доходов и расходов бюджетаэто идеальное состояние бюджета, предполагающее полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов над его расходами называется профицитом бюджета.

Наиболее сложная ситуация и наиболее частая в практике – дефицит бюджета, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

Текущие расходы бюджета субъектов РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.