19.1. Типы налоговых систем
В мировой практике существуют налоговые системы, которые (рис. 19.1):
• основываются в большей степени на прямых налогах,которые концентрируются на уровне центрального правительства, что сохраняет в руках государства рычаги реального воздействия на воспроизводство всего общественного капитала (налоговая система США). В такой системе действует принцип «один налог в один бюджет»;
• ориентируются на взимание косвенных налогов(многие европейские страны), что говорит об определенном ослаблении регулирования воспроизводственных процессов со стороныцентрального правительства. При этом действует принцип «один налог во все бюджеты», речь идет и о прямых, и о косвенных налогах. Поскольку косвенные налоги собрать легче, чем прямые, в большинстве стран, вставших на путь рыночного развития, присутствует рост доли косвенных налогов в структуре бюджетных доходов;
• стремятся найти баланс между двумя первыми системами.
Рис. 19.1.Типы налоговых систем
С другой стороны, налоговую систему можно организовать исходя из одного из следующих принципов либо их сочетания:
1. Принцип налогообложения на основе получаемой выгоды85. Основывается на том, что различные члены общества должны платить налог пропорционально полученным выгодам от государственных программ. Налоги, уплачиваемые частным лицом, должны соотноситься с объемом использованных им общественных благ.
2. Принцип налогообложения на основе платежеспособности.Он определяет, что сумма налога, уплачиваемая теми или иными людьми, должна быть связана с их доходами и благосостоянием. Чем выше благосостояние или доход, тем больше сумма налога. Обычно налоговые системы, организованные согласно этому принципу, являются такжеперераспределяющими.Это означает, что увеличение фондов, получаемых от людей с высокими доходами, повышает доходы и уровень потребления бедных слоев населения.
Налогообложение оказывает сильное влияние на деятельность всех индивидуумов, т. е. обладает «поведенческим эффектом».
Этот эффект оказывает влияние на принятие решений относительно выбора работы, сбережений, образования, потребления. Налогообложение сказывается как на уровне инвестиций фирм, так и на форме этих инвестиций. Оно также определяет соотношение национальных сбережений, идущих на различные цели; отражается на степени разработки природных ресурсов. Налоги влияют на распределение ресурсов между отраслями экономики и в долгосрочном плане воздействуют на темпы экономического роста.
Налоги по‑разному воздействуют на экономику, прямо или косвенно. Например, взимание налога на заработную плату и на прибыль от капитала меняет равновесие в экономике. Налог на процентные доходы может сократить предложение сбережений и фактически акционерный капитал, что, в свою очередь, может уменьшить производительность рабочих и их заработную плату. Это косвенное воздействие налога называется влиянием на общее равновесие.
Известно, что любая экономическая система не может моментально приспособиться к новому налогу. Но некоторые эффекты или воздействие определенного налога могут ощущаться даже до того, как налог был введен, просто в результате объявления о нем. Когда государство объявляет о будущем значительном налоговом обложении какого‑либо актива, это оказывает моментальное воздействие на величину актива – скорее всего, его цена ощутимо упадет. Владельцы таких активов в тот момент, когда делается подобное заявление, будут нести основное бремя данного налога. Здесь имеет место эффект объявления о введении налога86.
Существует прямая зависимость между различными налогами. Взаимосвязь корпоративного сектора и сектора домохозяйств осуществляется следующим образом: из корпоративного сектора идет поток процентов, дивидендов и повторных покупок акций, из сектора домохозяйств – поток новых облигаций и новых акций. Налоговый кодекс в США, например, по‑разному подходит к налогообложению трансфертов от корпораций к домашним хозяйствам. Наиболее выгодна форма, трактующаяся как доходы от капитала.
Суммарное (корпоративное плюс индивидуальное) налоговое обязательство, связанное с предельными инвестициями, зависит от их финансирования, будь то долг или акции. Налоговая структура может влиять на то, как фирмы получают капитал. Нет оснований полагать, что фирмы финансируют новые инвестиции подобно тому, как финансировали предыдущие инвестиции. Налоги могут сказываться на предельных затратах на капитал не так, как они сказывались на средних издержках.
Налог на корпорацию неравномерен для различных форм ее инвестиций, склоняя, таким образом, решения относительно инвестиций в сторону определенных предпочтительных активов или отраслей промышленности по сравнению с другими, не предпочтительными. Экономические издержки этих неравномерных реальных предельных налоговых ставок выражаются в не лучшем распределении капитала и потере в выпуске.
С функционированием налоговой системы связаны значительные административные издержки.
Имеются прямые издержки – издержки содержания налогового управления – и косвенные издержки, бремя расходов по которым ложится на налогоплательщиков. Косвенные издержки принимают различные формы: затраты времени, необходимого для выпуска соответствующих форм; затраты на ведение учета; затраты на бухгалтеров и юристов. Американскими исследователями было подсчитано, что косвенные издержки по меньшей мере в 5 раз превышают прямые (см.: Стиглиц Дж. Ю.Указ. соч. С. 378).
Немаловажной характеристикой любой налоговой системы является гибкость,т. е. способность максимально быстро реагировать на изменение экономической ситуации. В некоторых системах подобное «приспособление» к изменяющимся условиям происходит автоматически. Например, в период, когда экономика вступает в кризис, весьма желательно снизить поступления в бюджет, поскольку это может создать необходимые стимулы для экономики.И в случае стабильных цен «автоматическая» стабилизация может обеспечиваться прогрессивной налоговой системой: в результате кризиса доходы населения сокращаются, уменьшается средняя налоговая ставка.
Важным аспектом гибкости налоговой системы с целью стабилизации экономики является согласованность действий, т. е. скорость выполнения изменений в своде налоговых законов и скорость сбора налоговых средств, поскольку если в экономике колебания циклов происходят достаточно быстро, то временные лаги могут ограничивать эффективность всей системы (табл. 19.1).
Налоговая система также должна быть максимально прозрачной.Потребители должны иметь представление о том, куда и в каких объемах направлены собранные государством денежные средства.
Таблица 19.1
Налоговые доходы расширенного бюджета в странах ЕС, % ВВП
Налоговая структура обязана четко реагировать на изменения, диктуемые политическим процессом и изменениями в законодательстве. При этом «государство должно постоянно обращаться к гражданам за оценкой» того, как расходуются налоговые поступления87.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий