logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

18.4. Оптимальное налогообложение

Теоретические рассуждения показывают, что любые налоги, кроме паушальных, связаны с чистыми потерями.

В реальности государство сталкивается не с выбором из налоговых структур, эффективных по Парето, а с так называемой теорией лучшей из худших альтернатив.Это происходит из‑за практической невозможности устранить все искажения во всех областях.

При планировании налогов возникает проблема выбора между распределительными целями и эффективностью. Оптимальные налоги отражают выигрыш дополнительного перераспределения с издержками, т. е. потерями в эффективности. Чистые потери нарастают, когда налоговая система используется для достижения большей степени равенства. Поэтому наиболее искажающие – прогрессивные налоги. Необходимость взимания искажающих налогов обусловлена невозможностью для государства иметь полную информацию о всех гражданах и определить, кто и как легко может платить налоги. Оптимальная величина налогообложения, таким образом, зависит от функции благосостояния общества (утилитаристская, роулсианская, изоэластичная) и доступности информации для государства, которое определяет виды вводимых налогов.

Проблема построения оптимальной налоговой системыпри использовании роулсианской функции благосостояния, направленной на повышение благосостояния наиболее нуждающегося индивидуума, состоит вналичии определенной максимальной налоговой ставки, после которой все другие уже не будут оптимальными по Парето.

Чистые потери, связанные с размерами эффекта замещения, наводят на мысль, что желательно иметь низкие предельные налоговые ставки для таких размеров дохода, который получает большое количество людей, например для населения со средним доходом. Высокие предельные ставки для таких групп дают государству возможность получать тот же или больший доход при более низкой предельной налоговой ставке для лиц с высокими доходами. Это уменьшает чистые потери на единицу дохода, собранного с получателей высоких доходов. Результатом этих двух эффектов, вместе взятых, может быть желание иметь налог с линейной ставкой.

Если государство вводит хорошо продуманные перераспределительные (прямые) налоги, остается мало возможностей для дополнительного перераспределения через косвенное налогообложение. Однако при высокой степени уклонения от уплаты прямых налогов перераспределение через косвенные налоги на товары, приобретаемые богатыми, может быть единственным выходом. При этом многие экономисты утверждают, что все налоговые вычеты порождают искажения и неравенства.

Большинство налогов влияют на экономику таким образом, что она перестает находиться на кривой своих производственных возможностей. Эффективность достигается в случае абсолютного равенства между участниками экономических отношений.Таким образом, любой налог, который не касается всех фирм и товаров, ведет к производственной неэффективности экономики.

Если не существует чистой прибыли в частном секторе (при совершенной конкуренции или 100 %‑ном налоге на прибыль) и нет других ограничений на способность государства вводить налоги, тогда государство не должно вводить налог, который препятствует производственной эффективности экономики. Когда эти строгие предположения снимаются, может оказаться желательным ввести налоги, которые снижают производственную эффективность, и принять во внимание перераспределительные функции государства.