15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах»48негосударственные пенсионные фонды(НПФ) – особая организационно‑правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ: в 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов осуществляет специально образованная Инспекция НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ. Постановлением Правительства РФ предприятиям разрешено включать отчисления в лицензированные НПФ в себестоимость продукции (до 1 % объема реализованной продукции)49.
Если в октябре 1992 г. насчитывалось около 10 НПФ, то в 1998 г. в России было зарегистрировано около 1 тыс. НПФ, 250 имели лицензию; к августу 1998 г. действовало 340 НПФ, но после кризиса их число сократилось до 271, а в 2005 г. составило около 300. Наиболее крупные – НПФ «Газфонд», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ‑гарант», «Электроэнергетика», «Уголь», «АвтоВАЗ». В них сосредоточены основные финансовые ресурсы негосударственного пенсионирования, это корпоративные фонды, созданные финансово‑промышленными группами и крупными предприятиями топливно‑энергетического комплекса. НПФ работают преимущественно со взносами юридических лиц (это корпоративные фонды), однако отмечается привлечение в фонды средств физических лиц, финансовый потенциал открытых пенсионных фондов для физических лиц очень высок.
Сопоставление возможностей привлечения финансовых ресурсов предприятий и населения между НПФ, страховыми компаниями в сфере личного страхования граждан, паевыми инвестиционными фондами и коммерческими банками убедительно показывает конкурентоспособность негосударственного страхования даже по сравнению с возможностями крупнейших коммерческих банков (накопленная в пенсионных фондах сумма резерва для обеспечения пенсионных выплат практически равнялась сумме вкладов граждан в 20 крупнейших коммерческих банках, чистые активы паевых инвестиционных фондов были существенно меньше).
Усиливается роль регионов в регулировании рынка негосударственного пенсионного обеспечения и его развитии – региональные нормативные акты приняты в республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Свердловской, Тульской, Рязанской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях; утверждены решения о создании регулирующих органов в Москве, Удмуртии, Ханты‑Мансийском автономном округе и т. д.; действуют Красноярский, Таганрогский, Поволжский, Хакасский, Ставропольский, Тульский региональный и другие пенсионные фонды. Хорошо налажено взаимодействие НПФ с региональными администрациями в Санкт‑Петербурге, Бурятии, Якутии, Волгоградской области, на Чукотке.
Однако территориальное размещение НПФ весьма неравномерно. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, вместе с тем более трети из них находится в Москве, а на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт‑Петербург, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60 % их общей численности.
Благотворительный фонд– весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран50.
В мире существует несколько типов частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, финансируемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard);фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления услуг (под конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, они ориентированы на поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей: Фонд Рокфеллеров, Фонд Сороса, Фонд Макартуров и т. д. Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.
В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», аналогичные законы были приняты в целом ряде регионов РФ. Российское законодательство предоставляет благотворительным организациям возможности поддержки – налогового и неналогового характера, их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.
В развивающихся странах получили распространение социально‑инвестиционные фонды.
Социальные инвестиционные фонды,известные также как социальные или социально‑экономические фонды развития, возникли с целью сглаживания социально‑экономических противоречий в странах «третьего мира» в конце 1980‑х годов. Одна из причин их создания – рост бедности в странах Африки и Латинской Америки, потребовавший активного внешнего вмешательства для того, чтобы предотвратить обнищание миллионов людей. Было необходимо не допустить деградации системы предоставления социальных услуг, предотвратить возрастающую пауперизацию сельского населения, дать людям возможность ощутить на себе положительные результаты проводимых в их странах реформ.
Другая причина – необходимость для государства осуществить ряд быстрых и наглядных акций, которые позволили бы ему уменьшить возрастающее недовольство населения и повысить привлекательность проводимых структурных преобразований.
И наконец – осознание того, что у самого государства недостает реального потенциала, необходимого для осуществления социально‑экономических проектов на местном уровне, работы напрямую с местными сообществами и частным сектором.
Механизм социальных инвестиционных фондов направлен на то, чтобы гибко и оперативно обеспечивать ресурсами организации на местном уровне – местные правительства, местные сообщества, некоммерческие организации. Эти фонды финансируют проекты, инициированные местным сообществом. Они оценивают эти проекты, осуществляют функцию их отбора, способствуют подбору подрядчиков, осуществляют контроль за исполнением и оценку их эффективности.
Первый социальный инвестиционный фонд было решено создать в Боливии в конце 1985 г. В Восточной Европе они стали появляться относительно недавно. Наиболее активно фонды работают в Румынии, Албании (в более чем 35 странах мира), а в настоящее время и в СНГ – в Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистане и Узбекистане51.
Анализ показывает, что общими направлениями деятельности для социальных инвестиционных фондов в различных странах являются борьба с безработицей, обеспечение социальными услугами и поддержание социально‑экономической инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.
Финансирование программ строится на основе принципов смешанного финансового участия.Основными инвесторами, как правило, выступают крупные международные финансовые организации, такие, как Всемирный банк, Американское агентство по международному развитию, кредитные организации. В среднем международные финансовые организации обеспечивают финансирование от 40 до 100 % стоимости проекта.
Инструментарий, используемый социально‑инвестиционными фондами, весьма интересен. Здесь может достигаться сочетание интересов всех секторов гражданского общества (государство, бизнес, некоммерческий сектор), при этом не только на национальном уровне, но и, что гораздо важнее, на региональном и местном уровнях. Инструментарий социальных инвестиционных фондов не только использует материальные стимулы сообщества, но и развивает творческую инициативу и, что важно, коллективную ответственность местного сообщества за дальнейшее поддержание проекта. Именно поэтому такой механизм может быть использован для реализации социальных проектов в России на региональном и местном уровнях.
Одним из вариантов структуры, подобной социальным инвестиционным фондам, в России можно считать появившиеся ресурсные центры, призванные аккумулировать средства государственного заказа на социальные цели в регионе и организовывать их конкурсное распределение (по сути, покупку услуг) между местными некоммерческими организациями, способными его выполнить.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий