10.4. Идеи классиков политэкономии
Важнейший этап развития и политэкономии, и финансовой науки связан с именем А. Смита и его фундаментальным трудом «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). А. Смит не выделяет финансовую науку из политэкономии, его экономическое учение представляет собой вторую фазу развития теории свободной конкуренции.
А. Смитбыл профессором нравственной философии, поэтому идеи индивидуализма и свободы он перенес из области философии и права в область политической экономии.
В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного богатства или три фактора производства – землю, труд и капитал, которые обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Пятую книгу своего труда он посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. Всего в книге три главы – о государственных расходах, государственных доходах, государственных долгах.
Государственные расходыон делит наимеющие общее значение(оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, ирасходы, в которых заинтересованы отдельные лица(к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства.
Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, т. е. на налоговые и неналоговые. Прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, которые через цензовых представителей в законодательных органах уступят часть ее государству.
Д. Рикардо,наиболее талантливый ученик А. Смита, в «Началах политической экономии и налогового обложения» создаетновую теорию налогов,связав ее с теорией ренты и заработной платы.
Суть такой теории в следующем: любые налоги на товары и зарплату приведут к росту заработной платы и вызовут понижение прибыли, хотя и в разной степени. Вывод – налоги в целом являются «великим злом» – с ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства – всячески поощрять накопление капитала.
Таким образом, благодаря идеям классиков политэкономии в конце XVIII и начале XIX в. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса – буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь.Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.
Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике. Последний из представителей классической политэкономии – Д.С. Милль(1806–1873) понимал, что свободная конкуренция не может обеспечить решения ряда важнейших проблем, касающихся обеспечения индивиду достаточной прибыли. Без выполнения государством ряда функций (расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки, созданию системы социального обеспечения и т. д.) невозможен социальный и экономический прогресс.
Швейцарец Ж. Сисмонди(1773–1842) из ярого сторонника государственного невмешательства превратился в противника такого подхода. «На наш взгляд, правительство должно быть защитником слабого против сильного, оно должно быть защитником того, кто не может защититься собственными силами».
За государством,как считал Сисмонди,должны оставаться как минимум четыре функции:
1) наведение общественного порядка, правосудия, обеспечение прав собственности;
2) организация общественных работ, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, качественной водой;
3) народное просвещение, поскольку дети получают воспитание, а у взрослых развивается уважение к религии;
4) национальная защита, обеспечивающая участие в выгодах, доставляемых общественным порядком8.
Эволюция взглядов на роль государства в то время дала толчок к развитию финансовой науки как науки о финансовом хозяйстве государства.
Финансовое хозяйство– это историческая форма организации удовлетворения коллективных потребностей.
Согласно идеям С.Ю. Витте, одного из наиболее ярких министров финансов России начала ХХ в., под финансами понималась «совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. Все материальные ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства – его доходы, расходы и долги – это и есть финансы государства»9.
Ключевые финансовые инструменты – прямые или имущественные государственные доходы, косвенные доходы – налоги, регалии или государственные монополии, доходные права,исключительно принадлежащие верховной власти.
Государственные доходы– имущественные доходы, получаемые государством, регионом либо общиной непосредственно от своего имущества, иначе называемые фискальным имуществом или доменами.
В узком смысле государственное имущество включает недвижимые богатства: недвижимые имущества казны и обработанные земли, леса, рудники, промыслы (земледельческий и горный, фабричный, торговый, банковский и др.). К фискальному имуществу также относятся движимые богатства: военное имущество (оружие, корабли, лошади); карты, книги, картины, статуи и т. д.
К косвенным государственным доходамв XIX в. относили те, которые собираются принудительно с подданных: пошлины и налоги, именуемые податями. В середине XIX в. они были заменены системой налогов, которая охватила все население России.
Налоги– принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц и хозяйствующих субъектов для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого‑либо специального эквивалента.
Пошлинаотличается от платы за частную услугу тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта), а от налога тем, что доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги.
Регалии– государство производит продукты и продает их по цене, которая выше цены в частном производстве. Этот излишек между ценой производства и ценой продажи и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара (соляная, табачная, на азартные игры, питейная, на порох, алкоголь и т. д.). Конкуренция здесь не допускается либо крайне ограничивается.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий