10.2. Меркантилизм о финансах
Финансовая наукав целом выросла из науки о финансах государства, его финансовом хозяйстве. Возникла она позже других социально‑политических наук, одновременно с политической экономией в XV столетии в городах северной Италии. В это время бурно развивающийся торговый капитал создал материальные условия для новой отрасли общественного знания и одновременно потребность в серьезном отношении к финансам.
Меркантилизмвозник как отражение успехов торгового капитала. В конце XV в. появляются труды ученых‑меркантилистов, в частностиДиомеда Карафа(ум. в 1487), который руководил финансовым хозяйством неополитанского королевства, что дало ему возможность ввести в научный оборот ряд проблем. Он делил расходы на три группы:
1) расходы по обороне страны;
2) расходы по содержанию государя;
3) расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей.
Как представитель торгового класса он настоятельно рекомендует отменить обложение вывоза. Карафа считает, что основой государственных доходов должны стать домены.
Домены6 – государственное имущество, которое должно приносить доход казне, а именно:1) культивируемые земли; 2) леса; 3) вещные права на пользование частным имуществом; 4) всякого рода капиталы, принадлежащие правительству.
Государь не должен истощать народ большими поборами, налоги должны быть лишь чрезвычайным источником, в мирное время надо копить денежный запас для будущей войны.
В XVI в. из‑за недостатка доходов от доменов государство перешло к использованию в качестве источников дохода регалий.
Регалии– это такие виды государственной монополии, где не допускалась либо существенно ограничивалась частная конкуренция: казенные фабрики, железные дороги, почтовая регалия, телеграфная, горная, монетная, соляная, табачная, винная и т. д.
Ярким представителем меркантилистов и финансовой науки в целом является Ж. Боден(Франция, 1530–1597). «Финансы – нервы государства», по его выражению, впервые становятся предметом системного изучения в его труде «Шесть книг о республике».
В свою финансовую систему он включает семь источников доходов государя:
1) домены;
2) военная добыча;
3) подарки дружественных государств;
4) сборы с союзников;
5) доходы от торговли;
6) пошлины с вывоза и ввоза;
7) дань с покоренных народов.
Среди этих источников отсутствуют налоги, к которым, по мнению Ж. Бодена, необходимо прибегать в исключительных случаях, поскольку они ссорят короля с его подданными, побуждают к восстаниям. Что касается расходов, он указывает, что их необходимо тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, строительство крепостей, городов, общественных зданий.
Новые формы промышленности требовали поддержки государства, но, когда они выросли и окрепли, регламентация и опека стали излишними. Накануне 1680 г. один из депутатов купечества, Франсуа Лежандр, в разговоре с министром финансов Франции Ж.Б. Кольбером произнес знаменитую фразу «Laisser nous fair»– дайте нам действовать, которая позднее стала лозунгом физиократов. В условиях хронического дефицита бюджета, непомерных налогов, взяточничества и излишеств аристократии (до 82 % валового дохода крестьян поглощали поголовный налог и многочисленные феодальные повинности) деревенское население постоянно испытывало голод. Сужение сферы деятельности государства становилось необходимой предпосылкой прогресса.
В XVII в. – веке абсолютизма – потребность государств Европы в налогах как наиболее надежных источниках активизировала поиски их разумного обоснования. Английские философы и экономисты Т. ГоббсиД. Локквнесли свой вклад в развитие финансовой науки. Гоббс в 1642 г. писал об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но убеждал в необходимости соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам. Д. Локк был приверженцем прямых налогов.
Немецкие финансистырассматривали науку как часть камеральных наук, изучающих дворцовое и государственное хозяйство в целом. Они осуществили первую попытку систематического изложения основ финансового управления, заложив прочный фундамент финансовой науки.Л. фон Секендорф(1626–1692) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения.Ф. ЮстииИ. Зонненфельс(1733–1692) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства»; по оценке И.И. Янжула, Ф. Юсти является отцом финансовой науки. В 1768 г. появляется труд министра финансов Австрии И. Зонненфельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который была переведен почти на все европейские языки.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий