75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. По данным официальной бухгалтерской отчетности коммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, так как в числителе и знаменателе дроби могут быть использованы различные показатели:
в числителе — бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж;
в знаменателе — выручка от продаж, полная себестоимость продаж, средняя стоимость активов (имущества) организации, средняя сумма собственного капитала организации, сумма уставного капитала или средняя стоимость основных фондов, средняя стоимость оборотных активов, средняя стоимость производственных фондов и др.
Показатели рентабельности можно объединить в четыре основные группы:
1. Рентабельность активов:
рентабельность всех активов (экономическая рентабельность);
рентабельность оборотных активов;
рентабельность внеоборотных активов;
рентабельность основных фондов;
рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов) и др.
2. Рентабельность капитала:
рентабельность всего примененного капитала, равная рентабельности всех активов, так как итоги актива и пассива баланса равны;
рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность).
3. Рентабельность продаж:
рентабельность всего объема продаж;
рентабельность отдельных сегментов деятельности организации;
рентабельность отдельных видов продукции; и др.
4. Рентабельность затрат:
рентабельность всех затрат, т.е. итога затрат по экономическим элементам;
рентабельность отдельных элементов затрат, т.е. материальных затрат, затрат на оплату труда с отчислениями и т.д.;
рентабельность затрат по обычным видам деятельности, т.е. в знаменателе полная себестоимость продаж;
доходность расходов, т.е. величина доходов на один рубль расходов.
Одним из важнейших показателей рентабельности является рентабельность собственного капитала, которая характеризует способность предприятия к наращиванию капитала, его финансовую устойчивость. Рентабельность собственного капитала отражает величину прибыли на вложенный капитал. Рентабельность активов отражает доходность имущества организации, а рентабельность продаж – прибыль, полученную предприятием с каждого рубля выручки от продаж. Рентабельность затрат характеризует прибыль, полученную предприятием на каждый рубль расходов. Коэффициенты затрат в выручке показывают долю затрат на каждый рубль выручки и могут быть рассчитаны по каждому экономическому элементу: материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда и т.д.
Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность продаж – отношение полученной прибыли к выручке от реализации продукции. В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:
показатели рентабельности всего объема продаж;
показатели рентабельности по отчетным сегментам;
показатели рентабельности конкретных видов продукции.
Рентабельность продаж может быть повышена за счет:
наращивания объемов продаж;
изменения структуры продаж в сторону увеличения удельного веса высокорентабельных видов продукции, работ, услуг (при благоприятной конъюнктуре рынка);
снижения себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов;
допустимого (некритического) повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги для компенсации инфляционных издержек.
Важнейшее значение в системе показателей рентабельности организации имеет показатель рентабельности активов (имущества). Этот показатель отражает эффективность деятельности предприятия, так как в числителе представлены финансовые результаты, а в знаменателе – стоимость имущества, которым располагает организация. При проведении анализа показатели рентабельности активов исчисляются за несколько аналогичных периодов времени, затем сравниваются и делаются выводы об изменении уровня рентабельности предприятия. Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на повышение рентабельности активов коммерческой организации:
первая группа факторов отражает возможности увеличения бухгалтерской и чистой прибыли организации; (за счет: наращивания объемов выпуска и продаж продукции, работ, услуг; снижения себестоимости продукции; сокращения управленческих и коммерческих расходов; допустимого повышения цен на реализуемую продукцию и т.д)
вторая группа показывает возможности оптимизации величины и структуры активов организации( за счет: реализации, ликвидации либо безвозмездной передачи ненужных или излишних объектов имущества; сокращения текущих запасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня и т.д)
Рентабельность собственного капитала отражает уровень эффективности его использования.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала можно провести, выделив влияющие факторы: коэффициент отдачи собственного капитала и рентабельность продаж. Влияние коэффициента отдачи собственного капитала можно детализировать по составным частям собственного капитала: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д. Влияние рентабельности продаж детализируют по факторам изменения чистой прибыли.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения