76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
Понятие «инновация» или нововведение введено в научный оборот Й.Шумпетером (1883-1950 гг.). Он рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории длинных волн Кондратьева он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, которая связана не с ростом масштабов деятельности, не с сокращением издержек, не с ростом цен, а с изменением в хозяйственном процессе, полученном за счёт создания и внедрения инновации. С помощью нововведений предприятия могут использовать новые конкурентные приёмы, отличающиеся от прежних ценовых форм конкуренции.
В Шумпетер выделяет 5 случаев нововведений:
введение нового вида продукции (потребительская новизна); либо введение продукта, неизвестного потребителям; либо принципиально нового продукта, у которого не было аналогов прежде;
внедрение нового метода производства;
открытие нового рынка, на котором данная отрасль хозяйства прежде не была представлена;
открытие нового источника сырья;
внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли хозяйства.
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Существуют несколько понятий, касающиеся инноваций:
Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль. Они создаются, как правило, на основе нового научного открытия и влекут за собой разработку пакета модифицирующих нововведений
Модифицирующие инновации – это существенные изменения базисных нововведений (переход от катушечного к кассетному магнитофону). Модифицирующие инновации направлены на улучшение характеристик базисных инноваций, носящих пионерский характер, но при этом не меняющие принципов, которые лежат в основе базисных инноваций.
Псевдоинновации – незначительные изменения базисных нововведений. Например, использование чайников с двумя носиками, утюгов с разбрызгивателями.
Реактивная инновация обеспечивает выживание предприятия, т.е. это нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов. Оно способствует сохранению рыночной позиции фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ.
Стратегическая инновация – это нововведение, при внедрении которого фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Фирма-инноватор, использующая эту стратегию, опережает своих конкурентов. Это позволяет ей временно монополизировать рынок до того момента, как ближайшие конкуренты выведут на рынок реактивные инновации.
Стратегия инновационной деятельности фирмы, как элемент антикризисного управления. Зависимость между затратами на производство какого-либо продукта и результатами от его реализации отображается S-образной кривой, или логистической кривой.
Стратегия инновационной деятельности, как части антикризисного управления, заключается в том, что фирма не должна дожидаться, когда дополнительные затраты на данный проект/продукт А перестанут давать приращения результата, а должна заранее разрабатывать новый проект Б, чтобы сменить устаревшую продукцию А новой продукцией Б. Это означает применения фирмой атакующей тактики в противовес оборонительной тактике.
Затраты на инновационную деятельность по проекту Б будут большими, чем на проект А, но и результаты проекта Б будут лучшими, более высокими. За проектом Б должен следовать проект В и т.д.
Показатели инновационной деятельности:
число участников инновационной деятельности;
количество занятых инновационной деятельностью в научных учреждениях, проектно-конструкторских организациях, на предприятиях, на внедренческих фирмах, государственных органах (в абсолютном выражении и в % от общего числа занятых);
объем научно-технических работ в абсолютном стоимостном выражении и в процентах от ВВП;
число созданных образцов новой техники всего и в % к общему числу видов и моделей техники в народном хозяйстве;
число образцов новой техники, принятой к промышленному производству, всего в абсолютном выражении и в % к общему числу видов и моделей техники в народном хозяйстве;
число освоенных производством образцов новой техники всего в абсолютном выражении и в % к общему числу видов и моделей техники в народном хозяйстве.
Виды инновационных стратегий
На макроэкономическом уровне к основным видам инновационных стратегий относятся:
стратегия переноса – это использование в данной стране научно-технических новшеств, современных разработок, созданных в других странах. Эту стратегию активно применяла в послевоенный период Япония. Она позволила ей быстро восстановить промышленность, накопить необходимые финансовые ресурсы и создать таким образом базу для собственного научно-технического потенциала;
стратегия заимствования – использование идей, лежащих в основе чужих научно-технических разработок и создания на этой базе конкурентоспособной продукции с использованием собственного производственного потенциала. Эту стратегию применяет Китай, Республика Корея;
стратегия наращивания – использование собственного научно-технического потенциала и создание на этой базе новых конкурентоспособных продуктов, материалов и технологий.
Финансовые аспекты развития инноваций хорошо прослеживаются при рассмотрении жизненного цикла инноваций (см. рисунок)
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
-зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
-рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
-зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
-насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
-упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.
Функции конкуренции:
эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;
стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;
распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
установление равновесной рыночной цены.
Типы конкурентного поведения:
Добросовестная конкуренция - конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция - укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: — продажа по цене ниже себестоимости; - установление дискриминационных цен или коммерческих условий; - ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; - недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; — нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; — коммерческий шпионаж и т.п.
Методы конкурентной борьбы:
Ценовая конкуренция:
борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.
Неценовая конкуренция:
повышение качества путем совершенствования технических характеристик товаров;
улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;
производство товаров-заменителей;
улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;
использование массовой рекламы и т.п.
Совершенная конкуренция: продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.
Несовершенная конкуренция - тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.
Типы несовершенной конкуренции:
1.чистая монополия (один продавец противостоит множеству покупателей)
Предпосылками возникновения чистой монополии являются:
производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);
наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;
наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.
2.Олигополия (. несколько продавцов противостоят множеству покупателей).
Особенность: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
3. Монополистическая конкуренция (множество фирм выпускают однотипный, но дифференцированный продукт конкурируют между собой. Применяются неценовые методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
4.монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;
5.монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);
6.двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;
7.дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.
В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.
Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.
Виды монополии:
Искуственная- возникает в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, уходят с рынка, сбыт продукции происходит с крупных предприятий, которые объединяются в результате жесткого, разрушительного характера конкуренции;
Естественная - возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
Временная - возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение;
Государственная- базирующаяся на исключительном праве государства;
Случайная- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.
Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, близких заменителей нет | Стандартизованный или дифференцированный | Дифференцированный |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимозависимостью | Незначительный |
Условия вступления в отрасль | Вступление блокировано | Существенные препятствия | Сравнительно легкие |
Типичные отрасли | Местные предприятия коммунального хозяйства | Металлургия, автомобиле и станкостроение, электроника | Пищевая, легкая промышлен-ности, розничная торговля |
Экономический вред монополизации рынков заключается в том, что фирмы, доминирующие на рынке могут:
увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
«эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;
ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).
Антимонопольная деятельность государства:
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
поощрение создания товаров-заменителей;
поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:
запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;
запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
принудительная демонополизация (дробление);
установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения