51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
Поскольку цикличность экономического развития ведет к макроэкономической нестабильности, снижает общие темпы экономического роста, постольку экономический цикл является зоной высокой активности государства. На разных фазах цикла содержание проводимой государством антициклической (антикризисной) политики меняется:
Вид политики | Подъем | Кризис |
Денежно-кредитная
| Сокращение денежной массы | Увеличение денежной массы |
Фискальная
| Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета | Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета |
Политика заработной платы
| Понижение заработной платы | Повышение заработной платы |
Инвестиционная политика | Сокращение государственных инвестиций. | Увеличение государственных инвестиций. |
Государство в современной рыночной экономике может и активно воздействует на цикличность и уменьшение потерь от экономических кризисов. Обобщение практики экономической политики государства в этой области позволяет прийти к выводу, что все методы государственного антикризисного регулирования сводятся к реализации политики противодействия. Это означает, что в каждой из фаз экономического цикла государство использует средства и методы, направленные против хода колебаний в экономике. Так, в фазах кризиса и депрессии, т.е. в периоды низкой деловой конъюнктуры, государство всеми способами стремится активизировать хозяйственную деятельность. В этой ситуации государство может увеличить финансирование на создание рабочих мест, увеличить объемы закупаемой государством перепроизведенной продукции, снизить налоги и т.д.
В периоды оживления и подъема экономики государство принимает меры, позволяющие снизить деловую активность и уменьшить «перегрев» экономики. В этих условиях повышаются налоги, снижаются государственные расходы на финансирование экономики и государственные закупки товаров и др.
Государство, таким образом, модифицирует экономический цикл, снижает степень напряженности в каждой из фаз цикла. Объективная оценка развития мировой экономики последних десятилетий свидетельствует о том, что кризис становится менее разрушительным, резко сокращается или исчезает фаза депрессии.
Несмотря на достаточную научную исследованность проблем циклического развития, возникновения кризисов в социально- экономической сфере, а также наличие в развитых странах механизмов антикризисного регулирования, кризисы возникают и начинают стремительно развиваться, как правило, неожиданно.
Кризис, начавшийся осенью 2008 года, естественно, вынудил большинство стран принимать экстренные антикризисные меры на государственном уровне.
В частности, в США две ведущие ипотечные компании, банкротство которых спровоцировало начало кризиса в мировой финансовой системе, сразу получили государственную поддержку. Тем самым был подтвержден имидж крупнейших корпораций США, как надежных заемщиков. (Дело в том, что в облигациях указанных ипотечных компаний, а также в казначейских облигациях США держат свои резервные финансовые средства правительства многих стран, имея в виду их высокую надежность). Чтобы смягчить начавшийся в банковской сфере кризис ликвидности (нехватки денежных средств) правительство США «продавило» в конгрессе выделение банковской сфере 700 млрд. долларов. Затем сумма поддержки была доведена до 1 трлн. долларов. Причем акцент при выделении этих средств был сделан на необходимости их использования для кредитования предприятий реального (производящего продукцию и услуги) сектора экономики.
Примером реальных антикризисных действий международного уровня является создание странами азиатско-тихоокеанского региона в мае 2009 года стабилизационного фонда в размере 100 млрд. долларов (по 38% этой суммы внесли Китай и Япония, 19% - Южная Корея и 5% - ряд других стран) для поддержания финансовой системы своих стран.
Среди антикризисных мер, которые были приняты в достаточно оперативном порядке российской законодательной и исполнительной властью, можно отметить:
- выделение средств из золотовалютного резерва государства (5 трлн. руб.) банковской системе (через посредство контролируемых государством Сбербанка РФ, ВТБ, Газпромбанка) в целях поддержания уровня ликвидности коммерческих банков (конец сентября – начало октября 2008 года);
- выделение средств из золотовалютного резерва государства (через посредство контролируемого государством Внешэкономбанка) для поддержания необходимого уровня платежеспособности коммерческих банков – заемщиков денежных средств у зарубежных банков (начало октября 2008 года);
- законодательно принятое решение об увеличении с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. гарантированно возвращаемой суммы по депозитным вкладам граждан в коммерческих банках - в целях привлечения денежных и инвестиционных ресурсов в банковский сектор экономики (середина октября 2008 года);
- отсрочка для предприятий выплаты НДС до трех месяцев после соответствующего налогового периода (начало октября 2008 года);
- снижение для хозяйствующих субъектов ставки налога на прибыль с 24% до 20%, а для предприятий малого бизнеса с 15% до 5% - в целях активизации предпринимательской активности (конец ноября 2008 года);
- повышение до 4,9 тыс. руб. размера пособия гражданам по безработице;
- в целях поддержания финансовой устойчивости крупных компаний, испытывающих финансовые трудности, предусмотрено государственное участие в их деятельности путем внесения соответствующих средств в их уставные капиталы;
- агентству по страхованию вкладов выделено 200 млрд. руб. из государственных резервов с правом вхождения в число собственников проблемных банков, не имеющих средств для возврата по депозитным вкладам населения (путем внесения соответствующих средств в их уставный капитал);
- выделение государственных средств на переквалификацию, переобучение граждан, а также в качестве подъемных – при переезде граждан в другое место жительства, где есть возможность трудоустройства.
Проблемы Дописать
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения