logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса

Два противоположных направления экономического анализа равновесия спроса и предложения, обусловливающих оптимальное использование экономических ресурсов, были объединены в рамках теории неоклассического синтеза,наиболее яркими представителями которого являются лауреаты Нобелевской премии в области экономики англичанин Дж. Хикс и американец П. Самуэльсон.

В «Экономике» Самуэльсона развивается теория и обосновывается государственная политика экономического роста на базе сочетания неоклассических идей по стимулированию потенциального производства и неокейнсианских рекомендаций по регулированию эффективного спросас целью достижения их динамического равновесия.

Здесь объединены макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, анализ роста национального дохода дополнен анализом движения цен, заработной платы, прибыли.

П. Самуэльсон разрабатывает теорию чистых государственных расходов, вводит в оборот понятие общественных благи их ключевые характеристики: неделимость, доступность всем и предоставление государством. Им поставлен вопрос о распределении финансовых ресурсов между государственным и частным секторами, при этом государство берет на себя финансирование экономической и социальной инфраструктуры, неприбыльной либо низкоприбыльной для частного сектора. Суть финансовой политики в сфере производства общественных благ заключается в регулировании их предложения с целью достижения оптимальности государственных расходов.

В рыночных экономиках послевоенного развития государство попыталось взять на себя функцию заполнения ниш провалов рынка. На первый план в экономической теории выходит теория государства всеобщего благосостояния,согласно которой его экономическая роль заключается в том, чтобы корректировать ошибки рынка путем производства общественных благ, регулируя внешние эффекты, компенсируя ошибки рынка капитала и страхового рынка и т. д. Другими словами, государство, создавая условия игры для частных предприятий, способствует удовлетворению потребностей населения в общественных услугах23. Права взимать налоги, запрещать, требовать участия в общественных услугах, наказывать относятся к исключительным прерогативам государства.

Государственный сектор стал энергично разрастаться, принимая на себя все большее количество задач. Число государств всеобщего благосостояния заметно возросло. Дирижизм во Франции, план Маршалла, программа создания «Великого общества» в США, социальная политика ряда Скандинавских стран и ряд других были направлены на усиление роли государства.

Основная теорема экономической теории благосостояния подтверждает, что рыночная экономика с совершенной конкуренцией автоматически достигает эффективного использования ресурсов (оптимальность по Парето).

У данной оптимальности три составляющие: эффективность производства благ, эффективность размещения ресурсов и эффективность обмена(см. подробнее главу 2 настоящего учебника).

Выбор оптимальных вариантов использования ресурсов может рассматриваться с точки зрения социальной справедливости, требующей применения функции общественного благосостояния. Необходимость обеспечения социальной справедливости не исключает государственного вмешательства даже в случае отсутствия провалов рынка24. Доходы на конкурентных рынках распределяются, как правило, социально неприемлемыми способами, поэтому у тех, кто располагает незначительными активами, собственностью, может оказаться недостаточно ресурсов для обеспечения приемлемого уровня жизни. В связи с этим представляется, что только государство может взять на себя защиту социально уязвимых категорий населения.

Вместе с тем в рамках классической теории благосостояния доказывается, что усилия государства по корректировке ошибок рынка сами по себе ведут к потерям эффективности, поскольку они, как правило, требуют увеличения налоговых сборов. Проблема состоит в том, чтобы достичь компромисса между положительными сторонами государственного вмешательства и издержками его осуществления.