9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.
Функции конкуренции:
эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;
стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;
распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
установление равновесной рыночной цены.
Типы конкурентного поведения:
Добросовестная конкуренция - конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция - укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: — продажа по цене ниже себестоимости; - установление дискриминационных цен или коммерческих условий; - ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; - недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; — нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; — коммерческий шпионаж и т.п.
Методы конкурентной борьбы:
Ценовая конкуренция:
борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.
Неценовая конкуренция:
повышение качества путем совершенствования технических характеристик товаров;
улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;
производство товаров-заменителей;
улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;
использование массовой рекламы и т.п.
Совершенная конкуренция: продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.
Несовершенная конкуренция - тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.
Типы несовершенной конкуренции:
1.чистая монополия (один продавец противостоит множеству покупателей)
Предпосылками возникновения чистой монополии являются:
производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);
наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;
наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.
2.Олигополия (. несколько продавцов противостоят множеству покупателей).
Особенность: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
3. Монополистическая конкуренция (множество фирм выпускают однотипный, но дифференцированный продукт конкурируют между собой. Применяются неценовые методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
4.монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;
5.монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);
6.двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;
7.дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.
В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.
Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.
Виды монополии:
Искуственная- возникает в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, уходят с рынка, сбыт продукции происходит с крупных предприятий, которые объединяются в результате жесткого, разрушительного характера конкуренции;
Естественная - возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
Временная - возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение;
Государственная- базирующаяся на исключительном праве государства;
Случайная- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.
Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, близких заменителей нет | Стандартизованный или дифференцированный | Дифференцированный |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимозависимостью | Незначительный |
Условия вступления в отрасль | Вступление блокировано | Существенные препятствия | Сравнительно легкие |
Типичные отрасли | Местные предприятия коммунального хозяйства | Металлургия, автомобиле и станкостроение, электроника | Пищевая, легкая промышлен-ности, розничная торговля |
Экономический вред монополизации рынков заключается в том, что фирмы, доминирующие на рынке могут:
увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
«эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;
ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).
Антимонопольная деятельность государства:
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
поощрение создания товаров-заменителей;
поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:
запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;
запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
принудительная демонополизация (дробление);
установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения