logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

Общественный выбор

6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования.

6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе.

6.3. Теорема медианного избирателя.

6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии.

6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии.

В предыдущих главах рассматривались необходимость государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности и справедливости, возможные направления этого вмешательства. В настоящей главе будет рассмотрен механизм выбора конкретных мер государственного регулирования экономики, конкретных программ в рамках государственного сектора экономики. Этот механизм анализируется в теории общественного выбора.

Теория общественного выбора сформировалась в рамках неоинституционального направлениясовременной экономической теории. Процесс общественного выбора по существу является политическим. Анализ этого политического процесса осуществляется в теории общественного выбора с помощью экономических методов. Можно утверждать, что теория общественного выбора является междисциплинарной наукой, она находится на стыке экономической и политической теорий.

Большой вклад в развитие современной теории общественного выбора внесли американские экономисты Кеннет Эрроу(р. 1921) иДжеймс Бьюкенен(р. 1919) – лауреаты Нобелевской премии по экономике (1986).

В рамках настоящего курса будут представлены основы теории общественного выбора, в частности концепция рационального избирателя, теорема медианного избирателя, рассмотрены особенности общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии, недостатки избирательного процесса.

Экономическая теория общественного выборапредставляет собой одно из направлений современной экономической теории, в котором рассматриваются экономические принципы, лежащие в основе принятия нерыночных, главным образом политических, решений.

Процесс принятия политических решений анализируется с позиций сравнения затрат и результатов, с микроэкономических позиций. В конечном итоге на принятие решений в сфере общественного сектора влияют и политики, и избиратели. Их поведение анализируется исходя из предпосылок рациональности и разумного эгоизма. Предполагается, что участники процесса общественного выбора руководствуются прежде всего своими частными интересами. Таким образом, в теории общественного выбора используются следующие общие принципы микроэкономического анализа:

• принцип сопоставления затрат и результатов;

• принцип рациональности и личного интереса;

• принцип предельного подхода.