12) Подведомственности расходов бюджетов
Принцип означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а также в силу создания организации – получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
13) Единства кассы
Принцип означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Доходы бюджета как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие у государства (в лице органов государственного управления и местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетных фондов страны и ее административно-территориальных образований.
Доходы бюджета группируются по источникам их получения и по видам.
Основным источником доходов бюджетов является национальный доход (вновь созданная стоимость) – часть валового внутреннего продукта, складывающаяся из доходов хозяйствующих субъектов (предпринимательской прибыли, заработной платы лиц наемного труда и природной ренты). Кроме того в качестве источника доходов бюджета выступают доходы, получаемые в результате хозяйственного использования национального богатства: доходы от приватизации и сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, от продажи экономических (финансовых и нефинансовых) активов, в том числе золотого запаса.
По видам доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных налоговым законодательством РФ федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от продажи имущества (кроме акций и других форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
а) налоговые доходы, зачисленные в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Расходы бюджета как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие у государства (в лице органов государственного управления и местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и использования бюджетных фондов различного уровня.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Существенное внимание при внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ, вступающим в силу с 01.01.2008 г., уделено бюджетным ассигнованиям.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
социальное обеспечение населения;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
предоставление межбюджетных трансфертов;
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Первое место в перечне бюджетных ассигнований отведено ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг. К ним относятся ассигнования на:
обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;
предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения) в том числе в целях:
оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
закупки товаров в государственный материальный резерв.
Дополнения к Бюджетному кодексу, вступившие в силу с 01.01.2008г., предусматривают также:
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда используются на финансирование непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований этого фонда осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ.
Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.
Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществлении программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.
Сбалансированность доходов и расходов бюджета – это идеальное состояние бюджета, предполагающее полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов над его расходами называется профицитом бюджета.
Наиболее сложная ситуация и наиболее частая в практике – дефицит бюджета, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.
Текущие расходы бюджета субъектов РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения