logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации

Недостаточная информация покупателей о продавцах может привести к неэффективности рынка, т. е. к его сбою. Рассмотримпример рынка подержанных автомобилей, который в США называют рынком «лимонов» («лимон» – товар со скрытыми дефектами).

Предположим, что вы купили автомобиль за 10 000 долл., а потом по каким‑то причинам решили его продать. Вы на нем практически не ездили, это новый автомобиль. Больше 8000 долл. вы за него вряд ли получите. Если вы поставите себя на место покупателя, то поймете, почему новый, но подержанный автомобиль так резко теряет в цене. Покупатель не уверен, что с автомобилем все в порядке, он не обладает той информацией, которой обладаете вы. Подержанные автомобили продаются значительно дешевле, чем новые, потому что информация об их качестве асимметрична, продавец автомобиля знает о нем больше, чем покупатель.

Поскольку покупатели мало осведомлены о качестве машин, то они, опираясь на здравый смысл, исходят из того, что вероятность купить машину хорошего качества составляет 50 %, т. е., совершая покупку, они как бы усредняют качество автомобилей. Кроме того, очевидно, что количество автомобилей низкого качества значительно превышает количество автомобилей высокого качества. Люди чаще выставляют на продажу автомобили с дефектами, чем автомобили, которые их устраивают.

В конечном итоге цена на рынке подержанных автомобилей представляет собой некую среднюю цену, которая в значительной степени определяется большой долей автомобилей низкого качества и заниженной оценкой подержанных автомобилей покупателями в силу асимметричной информации. Цена на подержанные автомобили высокого качества является заниженной. Их невыгодно будет продавать, предложение высококачественных автомобилей снизится. Снижение предложения этих автомобилей будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не останутся только низкокачественные автомобили. Из‑за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют с рынка высококачественные.

Пример с рынком подержанных автомобилей показывает, что асимметричная информация может привести к разрушению рынка. Чтобы этого не произошло, необходимо в какой‑то форме государственное регулирование рынка с целью нейтрализации проблемы асимметричной информации.

Недостаточная информация продавцов о покупателяхтакже может привести к неэффективности рынка, т. е. к его сбою. Рассмотрим пример асимметричной информации при медицинском страховании.

Известно, что люди старше 65 лет сталкиваются с трудностями при медицинском страховании независимо от цены страховки. Если более пожилые люди больше склонны к болезням, то почему бы для них не повысить цену страховки в соответствующей мере? Ответ на этот вопрос заключается в том, что здесь возникает проблема асимметричной информации в форме так называемого неблагоприятного отбора.

Вероятность того, что именно нездоровые люди желают страховаться, велика. Их доля в общем числе страхующихся увеличивается. В результате этого цена страховки повышается, и более здоровые люди предпочитают не страховаться. Доля менее здоровых людей вновь увеличивается. И так происходит до тех пор, пока на страховом рынке не останется только эта категория лиц. В конечном итоге страховым компаниям невыгодно будет заниматься страхованием.

Несовершенство рынка в условиях асимметричной информации, его неэффективность являются также основанием для государственного вмешательства в экономику, как и в случае общественных благ и внешних эффектов. В частности, чтобы сделать рынок подержанных автомобилей более эффективным, общество может принять закон о том, что гарантия на автомобиль должна передаваться при его перепродаже. В случае с медицинским страхованием пожилых людей также можно найти решение. Во многих странах существуют государственное медицинское обслуживание и государственное медицинское страхование пожилых людей.