24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
http://e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?part-005*page.htm
Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим (в том числе, правовым) решениям, а также выявления результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины, оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов во всех субъектах хозяйствования и управления. Финансовый контроль- важнейшая функция управления финансами, призван обеспечивать реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль сопровождает весь процесс движения денежных фондов.
Объект- вся система денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.
Предмет- различные финансовые показатели, включая доходы и расходы бюджетов разных уровней, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, страхового и фондового рынков, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы домашних хозяйств, и др.
Две основные модели финансового контроля. В англосаксонской модели финансовые органы осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчёт. Однако вопрос о санкциях к нарушителям является прерогативой административных и судебных органов власти. Во французской модели отдельные контрольные органы помимо непосредственно контрольных функций наделяются некоторыми административно-судебными полномочиями: в части определения виновности лиц в финансовых нарушениях, требования возмещения ущерба и т.д. В России, по аналогии с французской моделью, контрольные органы Минфина РФ, Счётная палата РФ, налоговые и таможенные органы имеют определённые полномочия по применению санкций в отношении лиц, нарушающих финансовое законодательство и финансовую дисциплину, а также наносящих прямой ущерб государству.
В России требовния: независимость, объективность, компетентность и гласность контрольных органов.
Задачи: содействовать обеспечению сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности и др.
Финансовый контроль со стороны государства за организациями негосударственной сферы экономики касается лишь их выполнения денежных обязательств перед государством (налогов и других обязательных платежей), соблюдения законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и кредитов, выполнения установленных государственными органами правил организации денежных расчётов, ведения бухгалтерского учёта и отчётности.
Классификация форм контроля
Признак | Вид контроля |
1.Регламента | 1.1 Обязательный |
| Осуществляет гос. органы: контроль за исполнением бюджетов, налоговый контроль, контроль по решению правохран. органов, обязат. аудит годовой фин. отчетности |
| 1.2 Инициативный |
| Осуществляет до совершения фин. операций: на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, смет доходов бюдж. организаций. Предусматривает оценку обоснованности показателей фин. планов |
| 1.3 Текущий |
| Осуществляется в ходе исполненя бюджетов. |
| Направлен на соблюдение фин. дисциплины и проводит анализ фин. деятельности. |
| 1.4 Последующий |
| Осуществляется в ходе рассмотрения и исполнения бюджетов, подведения итогов фин.-хоз. деятельности субъектов: оценка результатов, полученных при выполнении планов и выработка стратегии и тактики на предстоящий период. |
2. Субъекта | 2.1 Общегосударственный (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Центральным Банком РФ и др.) |
| -обеспечивает интересы государства и общества по поступлению доходов, обоснованности, законности, целевому и эффективному использованию государственных средств и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; |
| 2.2 Ведомственный |
| проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций |
| 2.3 Внутрихозяйственный |
| проводят финансово-экономические службы хозяйствующих субъектов. Он направлен на непрерывное наблюдение за их финансово-экономической деятельностью (состоянием финансового планирования, денежного хозяйства, уплаты налогов и т.д.) |
| 2.4 Общественный |
| - выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами на добровольной основе. С развитием общественных отношений этот вид контроля приобретает всё более важное значение |
| 2.5 Правовой |
| проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т. д |
| 2.6 Гражданский |
| осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, прибыли от предпринимательской деятельности, дивидендов, % и т.д |
| 2.7 Контроль финансово-кредитных органов |
| состоит в оценке этими органами кредитоспособности своих заёмщиков, а также в проверке правильности и достоверности данных их финансовой отчетности |
| 2.8 Независимый (аудиторский) |
| проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими проведение аудиторских проверок |
| 2.9 Фин. Мониторинг |
| осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и уполномоченной принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма |
По методам (способам, приемам) проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, мониторинг и ревизии.
Проверки проводятся органами государственного финансового контроля по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меры по их устранению. Проверки подразделяются на выездные и камеральные.
Выездную проверку проводят непосредственно на предприятии в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе выше перечисленных документов, предоставляемых ему предприятиями, и материалов о проверяемых юридических и физических лицах, имеющихся у субъекта контроля.
Обследование заключается в изучении отдельных сторон деятельности предприятий и организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут проводиться контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии, выполненных работ и т.д.
Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности (банковской, страховой и т.д.). Он предполагает проверку их финансовых операций на предмет соответствия нормам и требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Выявление нарушений влечёт за собой отзыв лицензии.
Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой отчётности хозяйствующих субъектов с целью оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности, эффективности использования ресурсов.
Мониторинг – это постоянное наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов за использованием ими своих финансовых ресурсов. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия заёмщика, может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятий.
Ревизия: цель – выявление обоснованности, целесообразности, эффективности, недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, установление достоверности данных его бухгалтерского учёта и отчётности. Различаются комплексные (охватывает все стороны деятельности), тематические (по опр. вопросу), сплошные (проверяется все), выборочные и комбинированные (сплошная + выборочная) ревизии.
По результатам ревизии составляется акт, содержащий выводы, которые являются основанием для принятия мер по устранению нарушений, возмещению нанесённого ущерба.
Государственный финансовый контроль- проводится органами законодательной (Федер. Собрание РФ- это Гос. Дума и Совет Федерации, подотчётным им, является Счётная палата РФ. Она контролирует деятельность субъектов всех уровней управления, ведомственной и общественной принадлежности. При неоднократных нарушениях она может принять решение (по согласованию с Госдумой) о приостановлении всех видов расчётных операций организации-нарушителя, но она не наделена правами применения к нарушителям мер административного воздействия) и исполнительной власти всех уровней.(гл. орган контроля-Министерство финансов РФ, которое осуществляет контроль за формированием и исполнением федерального бюджета, и расходованием государственных средств. Его функции выполняет Фед. Служба финансово-бюджетного надзора
Главная задача службы – контроль обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, предоставляемых государством налоговых и бюджетных льгот, за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. В число основных функций ФСФБН входят (последующий финансовый контроль):
проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования федеральных, государственных фондов, средств и собственности на территории России и за рубежом (в том числе, по мотивированному обращению правоохранительных органов федерального и регионального уровня);
осуществление мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений финансово-бюджетного законодательства России;
осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также местных органов самоуправления;
осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием законодательству и условиям лицензирования РФ валютных операций, проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж);
проведение проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям (с участием представителей валютного контроля, правоохранительных органов);
организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
В ведении Минфина РФ действует также система Федерального казначейства, осуществляющего контроль(предварительный) за соблюдением законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Государственный финансовый контроль также осуществляют:
Центральный банк РФ – за созданием кредитных организаций (в процессе государственной регистрации и лицензирования), за соблюдением коммерческими банками и другими кредитными организациями правил проведения кредитно-банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутри банковского контроля, создания обязательных резервов;
органы Федеральной налоговой службы – за соблюдением налогового законодательства. В их задачу входит проверка, систематизация учета и ответственности налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению;
органы Федеральной таможенной службы – за соблюдением таможенного законодательства. В их задачу входит осуществление финансового контроля за перемещением товаров через таможенную границу России.
Государственный финансовый контроль осуществляют в сфере своей деятельности также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, органы валютного и экспортного регулирования и другие.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения