logo search
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Как экономическая категория цена служит для косвенного измерения затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Цены, действующие в рыночной экономике, классифицируют по следующим основным признакам:

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Устанавливаются на следующие виды продукции и услуг: газ природный; продукции ядерно-топливного цикла; продукция оборонного производства; драгоценные металлы и сплавы; перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на ж/д транспорте и др.

Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.

Система франкирования показывает, до какого пункта продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.

Статистические цены является обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать изменения в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов, их соотношение, выраженное в %, представляет структуру цены. Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Важное место в структуре цены занимают налоги (акцизы, НДС). Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли. Наиболее сильнодействующими факторами ценообразования является структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.

При определении рынков сбыта необходимо учитывать:

Зависимость между ценой продукции и уровнем спроса на нее выражается кривой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия определяется по сумме валовых издержек. Поэтому на этапе их анализа фирма рассчитывает затраты при различных объемах продаж и выбирает оптимальный вариант. Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная – издержками производства.

В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

Методы, основанные на затратном подходе. Эта группа отличается простотой расчетов. Основывается на прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма. Существует несколько разновидностей расчета цен:

Методы, основанные на «целевом ценообразовании». Издержки производства является исходным элементом расчетов. Прибыль является индивидуальной величиной каждого конкретного товара.

Ценовые стратегии. Укрупненно действия предприятий можно свести к двум стратегическим направлениям:

  1. ценовая ориентация на потребителей – предприятие анализирует поведение потребителей и назначает максимальную цену, которую они готовы уплатить;

  2. ценовая ориентация на конкурентов – предприятие анализирует цены на аналогичную продукцию у конкурентов и устанавливает свою цену в зависимости от ранее определенной позиции своего товара на рынке (ценовое лидерство или следование за конкурентом).

На практике, как правило, используют комбинации этих методов ценообразования.