14.1. Бюджетное устройство
Ведущая роль в финансах общественного сектора, безусловно, принадлежит государственным и муниципальным финансам,которые включают бюджетную систему, в том числе – государственные внебюджетные социально‑страховые фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также государственный кредит (государственный долг).
Бюджет в государствах с различным устройством представлен бюджетной системой, имеющей несколько уровней. В унитарном государстве это, как правило, два уровня бюджета – центральный и местные бюджеты; при федеративном государственном устройстве бюджетная система имеет больше уровней – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты.
Бюджетная система РФ строится на принципах бюджетного федерализма36, под которым понимается обеспечение баланса интересов между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением с помощью инструментов бюджетно‑налоговой политики.
Бюджетная системаРоссийской Федерации включает следующие уровни:
• федеральный бюджети бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов Российской Федерациии бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты,в том числе:
а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт‑Петербурга (территориальный уровень местных бюджетов);
б) бюджеты городских и сельских поселений (поселенческий уровень местных бюджетов).
Новым является принятое решение о выделении двух уровней местных бюджетов – муниципальных районов и городских округов, а также бюджетов городских и сельских поселений.
Основная координирующая роль в бюджетной системе принадлежит федеральному бюджету.Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы образуютконсолидированный бюджетРоссийской Федерации.
Федеральный бюджет – это основной финансовый план правительства на текущий финансовый год, имеющий силу закона, и основной фонд денежных средств федерального правительства. Федеральный бюджет утверждается Федеральным собранием РФ и является главным звеном бюджетной системы федеративного государства.
Объем расходов федерального бюджета на 2006 г. определен суммой 4,27 трлн руб., или 17,5 % ВВП, объем доходов – свыше 5 трлн руб.37
Прогноз социально‑экономического развития Российской Федерации предусматривает стабильный рост доходов федерального бюджета в период 2006–2008 гг. Такая динамика доходов дает возможность решать актуальные социальные и экономические задачи без угрозы для устойчивости бюджетной системы и выполнения долговых обязательств Российской Федерации. Объем расходов федерального бюджета на 2006 г. определен в сумме 4270,1 млрд руб., или 17,5 % ВВП. Часть расходов федерального бюджета направляется на обслуживание государственного долга, т. е. выплату процентных платежей по нему (0,8 % ВВП).
Процентными расходамифедерального бюджета называются расходы, направляемые на обслуживание государственного долга.
Непроцентнымирасходамифедерального бюджета называются расходы, направляемые на финансирование всех других, кроме обслуживания государственного долга, платежей.
Непроцентные расходы (16,7 % ВВП) составляют основную часть федерального бюджета и направляются на финансирование ключевых обязательств государства перед гражданами.
В 2006 г. по сравнению с 2005 г. непроцентные расходы возрастают в среднем на 24,4 %, при этом расходы на здравоохранение и спорт – на 64,3 %, ЖКХ – в 3 раза, на национальную экономику – больше чем на треть. В контексте национальных стратегических приоритетовв структуре непроцентных расходов наибольшая доля (48 %) будет направлена на повышение качества жизни населения; 35 % расходов пойдут на повышение уровня национальной безопасности; 10 % – на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста; 7 % – на создание потенциала для будущего развития.
К территориальным бюджетамотносятся бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Бюджеты субъектов Федерации(республик, краев, областей, автономных округов), иначе называемые региональными бюджетами, образуют второй уровень бюджетной системы. Доходы региональных бюджетов с учетом межбюджетных трансфертов в 2005 г. составили 2,8 трлн руб., или 13 % ВВП, расходы территориальных бюджетов – 2,7 трлн руб. В 2006 г. их доходы возросли до 3,2 трлн руб., расходы составили 3,1 трлн руб.
Межбюджетные трансферты– финансовая помощь из вышестоящих бюджетов нижестоящим для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности.
В рамках распределения расходных полномочийза каждым уровнем бюджетной системы закреплены определенные расходы.
В гл. 11 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются расходные обязательства Российской Федерации, ее субъектов, расходные обязательства муниципального образования на основе общего принципа – тот уровень власти, который устанавливает расходное обязательство, должен обеспечивать его выполнение либо непосредственно из своего бюджета, либо путем передачи целевых средств бюджетам других уровней.
Например, национальная оборона, судебная власть, международная деятельность, обслуживание и выплата государственного долга преимущественно финансируются из федерального бюджета.
За бюджетами субъектов Федерации закреплены в первую очередь расходы на социальную политику. Они ответственны за осуществление учебного процесса и выплату заработной платы учителям в общеобразовательных школах, за выплату адресных жилищных субсидий населению, обеспечение платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования, обеспечение социальной защиты и социального обслуживания населения. Кроме того, они обеспечивают противопожарную безопасность, поддержку сельскохозяйственного производства и т. д.
Местные бюджетыотвечают за реализацию вопросов местного значения, т. е. непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Речь идет об обеспечении граждан электричеством, теплом, водой; распоряжении муниципальным имуществом; содержании и строительстве автомобильных дорог; обеспечении малоимущих граждан жильем; предоставлении услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания; организации досуга; благоустройстве территории; вывозе мусора и т. д.38
Вместе с тем значительная часть расходов осуществляется из нескольких бюджетов. Например, социальные расходы финансируются из нескольких уровней бюджетной системы, а также из государственных внебюджетных социально‑страховых фондов (Пенсионного, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), поэтому необходимо учитывать ресурсы на социальные нужды из всех источников (рис. 14.1).
Рис. 14.1.Распределение финансирования расходов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, 2005 г. (%).
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий