logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

14.3. Бюджетная классификация

Формирование и распределение государственных расходов, как и формирование доходов бюджета, происходит посредством бюджетной классификации.

Бюджетная классификацияпредставляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней, а также государственных долгов и используется для их составления и исполнения, обеспечения сопоставимости бюджетных показателей всех уровней бюджетной системы РФ путем присвоения объектам классификации установленных групп кодов.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов;

3) экономическую классификацию расходов;

4) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

5) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

6) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

7) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

8) классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Возникает справедливый вопрос: а зачем так много видов бюджетной классификации? С их помощью осуществляется распределение доходной и расходной частей между бюджетами разных уровней по функциональному, экономическому, ведомственному признакам, а также внутри каждого бюджетного уровня по единым правилам. Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы.

Сначала расходы бюджета распределяются по видам деятельности государства или по его функциям с указанием конкретной величины бюджетных средств, направляемых на каждый вид деятельности в рамках функциональной классификации расходов (табл. 14.1).

Таблица 14.1Расходы федерального бюджета (млрд руб.)

Расходы внутри каждого вида деятельности распределяются между исполнителями конкретных бюджетных услуг – министерствами, федеральными агентствами и службами согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета.

Министерства и ведомства, в свою очередь, распределяют бюджетные ресурсы по экономическому содержанию – на финансирование конкретных направлений (оплата труда, командировочные, приобретение необходимых материалов, услуг, капитальные затраты и пр.) в рамках экономической классификации расходов.

Для учета каждого рубля доходов, получаемых из разнообразных источников и на разных уровнях, используется еще один вид бюджетной классификации – классификация доходов.Все доходы подразделяются на четыре группы (по источникам поступлений):

• доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от предприятий и учреждений различных форм собственности;

• доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от личных доходов граждан;

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы, получаемые в результате осуществления государством, органами местного самоуправления государственной или муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической.

По экономическому содержанию бюджетные доходы делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Таким образом, бюджетная классификация позволяет осуществлять распределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня по функциональному, экономическому и ведомственному критериям, а также разграничить все доходы и расходы внутри каждого бюджетного уровня по понятным и сопоставимым показателям.