13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
За период перехода от административной к рыночной экономике структура финансовой системы России претерпела существенные изменения, которые вызваны адаптацией к потребностям рыночных отношений переходной экономики. Они обусловлены переменами в отношениях собственности, перераспределением властных полномочий между федеральным центром и регионами, усилением финансовой децентрализации, развитием бюджетного федерализма.
Изменились структура и роль государственных финансов.Понятие государственных финансов, во‑первых, существенно расширено в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ, законодательным определением трехуровневой бюджетной системы, отдельным вынесением категорий государственного кредита, государственных заимствований, а также финансов государственных внебюджетных социально‑страховых фондов.
Во‑вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансовкак финансовой основы местного самоуправления. Поэтому содержание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении.
Финансы предприятий и корпорацийв настоящее время расширяются и дополняются анализом финансов не только негосударственных коммерческих предприятий производственного сектора, включая фермерские хозяйства, но и сферы услуг, банков, страховых компаний, других коммерческих структур. Отдельный сектор на рынке занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия, представляя организационно‑правовую форму государственного хозяйствования или предпринимательства.
В обществе все более созревает понимание необходимости глубокого и всестороннего изучения финансов домашних хозяйствкак перспективного источника привлечения ресурсов для развития экономики, формирования доходов населения как важнейшей составляющей воспроизводства человеческого капитала – фактора роста национальной экономики.
Существенные изменения в современные представления о составе российской финансовой системы вносит особое звено – финансовые отношения некоммерческого сектора. Это напрямую связано с движением современного государства в сторону гражданского общества, неотъемлемой частью и характеристикой которого становится, наряду с государственным и сектором коммерческих организаций, энергично развивающийся третий, или некоммерческий, сектор современного общества.
Темпы роста этого сектора в индустриально развитых странах, да и в России, роль, которую он играет в современном обществе, а также объемы финансовых потоков, которыми он располагает, заставляют считаться с ним при анализе финансовой системы страны.
Структура современной финансовой системы России, адаптированная к международным стандартам,включает:
1. Государственные и муниципальные финансы (федеральный и субфедеральные бюджеты, государственный кредит, государственные внебюджетные социально‑страховые фонды, местные бюджеты, внебюджетные фонды органов местного самоуправления).
2. Финансы предприятий и корпораций (финансы негосударственных коммерческих организаций: промышленных предприятий, фирм в сфере услуг, банков, страховых компаний, фермерских хозяйств и других коммерческих организаций); финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3. Финансы некоммерческого сектора (финансы негосударственных некоммерческих организаций: фондов, общественных, религиозных организаций, потребительских кооперативов, союзов, ассоциаций, автономных учреждений, некоммерческих партнерств и др.).
4. Финансы домашних хозяйств.
Очевидно, что наиболее существенная их часть сосредоточена в рамках государственных и муниципальных финансов, однако спецификой экономического развития современной России является наличие разветвленной, многообразной системы фондов, одна часть которых относится к бюджетной системе, а другая действует во внебюджетной сфере, относясь по законодательству к организациям некоммерческого сектора.
Особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не сориентирована на получение прибыли; их цены во многом подконтрольны, часть прибыли согласно Бюджетному кодексу РФ должна направляться в бюджеты соответствующего уровня в виде неналоговых доходов33. Финансы унитарных предприятий не входят в состав государственных финансов, однако являются частью финансов общественного сектора.
Масштабы ресурсов,которыми оперирует каждая из составных частей общественного сектора экономики, различны по странам в силу исторических традиций, этапов экономического развития, состояния национального (общественного) производства. Для определениявеличиныфинансов общественного сектора России на современном этапе следует иметь в виду следующее.
Первая их составляющая – величина государственных и муниципальных финансов. Ключевым элементом является консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ; к ним добавляется величина бюджетов государственных социально‑страховых внебюджетных фондов. Что же касается финансовых ресурсов некоммерческого сектора, их размер в силу ограниченности системных статистических данных может быть определен пока лишь экспертным путем.
Данные табл. 13.1 подтверждают, что доля ВВП, перераспределяемая через консолидированный бюджет РФ, за десять последних лет составляла от четверти до трети ВВП. Около 7 % ВВП аккумулируется в бюджетах государственных социальных внебюджетных фондов, являющихся составной частью государственных финансов. Суммарная величина общественных финансов России по доходам в 2000 г. составила 38,1 % ВВП, в 2005 г. – около 35 %.
Таблица 13.1
Масштабы общественных финансов – доля ВВП, аккумулируемая в консолидированном бюджете РФ и государственных внебюджетных фондах34
Для сравнения рассмотрим динамику государственных расходов в индустриально развитых странах. За последние 120 лет государственные расходы по отношению к ВВП неуклонно росли во всех развитых странах, хотя и в разной степени: в США они выросли, например, в 4 раза, в Швеции – в 10, в Германии – почти в 5 раз. При этом доля ВВП, перераспределяемая через каналы государственных финансов, различается по странам – от 33,1 % в США до 60,8 % в Швеции.
Законодательная и исполнительная власти в России постоянно находятся перед дилеммой выбора между социальными, оборонными и инвестиционными приоритетами, а с учетом бремени государственного долга становится очевидным, что решать эти проблемы возможно, с одной стороны, существенно повышая эффективность государственных расходов, и с другой – привлекая всех возможных потенциальных союзников к производству общественных благ. Международный опыт свидетельствует, что такими союзниками могут стать бизнес‑структуры и некоммерческий сектор.
Что касается некоммерческого сектора, принято считать: он существует преимущественно за счет благотворительных поступлений. Однако, согласно статистическим данным, частные пожертвования составляют лишь около 10 % общей суммы поступлений некоммерческих организаций (от 1 % – в Японии до 20 % – в США). Ввиду этого становится очевидным, что объемы финансовых средств, которыми в целом располагают некоммерческие организации, весьма существенны. Только оперативные расходы третьего сектора в развитых странах достигают в среднем 3,5 % ВВП – от 1,2 % в Венгрии до 6,3 % в США35. В России, по нашим расчетам, в 2000 г. эта цифра составила около 2 % ВВП.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий