63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основными задачами анализа являются:
оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
При этом объектами анализа являются:
объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;
качество товарной продукции;
структура товарной продукции;
ритмичность производства и реализации продукции.
Объем производства характеризуется показателями валовой и чистой продукции, объем выпуска – показателями готовой и товарной продукции, объем реализации – показателями отгруженной и реализованной товарной продукции. В показатель товарной продукции не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Применяются и условно-натуральные показатели, которые, как и стоимостные, служат для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:
ВП=ТП+(НЗПн-НЗПк)
РП=ТП+(ОГПн-ОГПк)
где ВП - валовая продукция, ТП – товарная продукция; НЗПн и НЗПк – остатки незавершенного производства на начало и конец периода; РП – реализованная продукция; ОГПн и ОГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода.
Источниками для анализа производства и реализации продукции являются: бизнес-план предприятия; форма № 2, ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
Возможны два варианта методики анализа объема реализации продукции:
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ОГПн+ ТП=РП+ОГПк, следовательно РП=ТП+(ОГПн-ОГПк)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ОГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ОГПк, следовательно РП=ТП+(ОГПн-ОГПк)+(ОТн-ОТк)
где ОТн и ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода, не оплаченные покупателями.
Следующий этап анализа – изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а, следовательно, и на объем ее реализации. Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности. По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы:
обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования (показатели производительности труда и заработной платы);
обеспеченность основными средствами, в т.ч. машинами и оборудованием, эффективность их использования (показатели фондоемкости и фондоотдачи);
обеспеченность сырьем и материалами и эффективность их использования (показатели материальных затрат и материалоотдачи).
Важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации, является цена. Механизм ее формирования можно представить следующим образом:
w=S+P
где w – оптовая цена предприятия; S – полная себестоимость продукции; P – получаемая прибыль.
При этом полная себестоимость включает:
S=M+A+U
где M – материальные затраты на производство продукции; A – амортизация; U – затраты на оплату труда.
В соответствии с нормативными актами, действующими в России, под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.
Доходы предприятия в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:
доходы от обычных видов деятельности, основная форма которых – выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;
прочие доходы, ранее подразделявшиеся на операционные доходы - получаемые от совершения определенных хозяйственных операций, например, сдачи имущества в аренду, продажи имущества, участия в совместной деятельности, предоставление займов и др., и внереализационные доходы (в том числе чрезвычайные доходы) - доходы, полученные в результате определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия, - курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности, чрезвычайные события и т.д.
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин, и иных аналогичных обязательных платежей;
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
в форме авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
в виде задатка;
в форме залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Непосредственно к выручке от реализации продукции (работ, услуг) относятся лишь доходы от обычных видов деятельности и часть операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг.
Основными задачами анализа доходов предприятия являются:
изучение уровня и структуры доходов в отчетном периоде;
сравнение уровней и структур доходов в отчетном и базовом периодах (или в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года);
оценка структурной динамики доходов и выяснение причин ее изменения.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения