9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
Рассмотрим критерий, используемый для решения о том, принимается или нет государственный проект для реализации. Это общий критерий: положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если общественные выгоды превышают общественные издержки:
ТВ> ТС.
Общий критерий для реализации проекта государственных расходовсостоит в том, что положительное решение по проекту государственныхрасходов принимается в том случае, если общественные выгоды превышают общественные издержки.
Возьмем проект строительства моста. Цена использования моста для переезда через реку варьируется от какой‑то известной величины до нуля. На рис. 9.1 приведен график спроса на услуги моста. При бесплатном проездеколичество проезжающих по мосту равноQE. Предположим, что пропускная способность моста превышает число фактических проездовQEи составляетQCпроездов, а предельные издержки пересечения моста при бесплатном проезде равны нулю(MC= 0). В этом случае эффективное использование моста предполагает нулевую плату за проезд по мосту.
Введение любой оплаты за проездограничит его использование, что неэффективно. В такой ситуации, когда эффективное использование моста предполагает бесплатный проезд, ни одна частная фирма не возьмется за его строительство и дальнейшую эксплуатацию.
Рис. 9.1. Спрос на услуги моста
В то время как предельные издержки пересечения моста равны нулю, общая выгода от мостаявно положительная, выше нуля. Вопрос заключается в том, каковы размеры общей пользы от моста, достаточны ли они, чтобы компенсировать стоимость моста.
Для ответа на этот вопрос используется понятие потребительского излишка.
Потребительский излишек– это разница между тем, что покупатель готов заплатить, и тем, что он должен заплатить.
На рис. 9.2 дана иллюстрация потребительского излишка, приведен график спроса на футболки.
Предположим, что кто‑то покупает футболку. За первую футболку он готов заплатить 500 руб., за вторую – 450 руб., за третью – 400 руб. и т. д. Но рыночная цена составляет 300 руб. Покупая одну футболку, мы получаем излишек в размере 200 руб. (500–300), при покупке второй футболки излишек составит 150 руб., при покупке третьей – 100 руб. и т. д.
Рис. 9.2.Потребительский излишек
Общая сумма потребительского излишка при покупке 5 футболок составляет 500 руб. (200 + 150 + 100 + 50). На рис. 9.2 потребительский излишек – это заштрихованная площадь над линией рыночной цены и под частью кривой спроса, которую называют кривой компенсированного спроса.
На рис. 9.3 воспроизводится кривая спроса на услуги моста, но с потребительским излишком, получаемым всеми, кто пользуется мостом при введении платы за проезд в размере Р.
Рис. 9.3.Потребительский излишек в случае общественного проекта
В том случае, когда проезд по мосту бесплатный, общие выгоды от использования моста для потребителей представляют собой всю площадь под кривой спроса на услуги моста.
Для каждого проезжающего выгоды – это стоимость сбереженного времени плюс экономия на бензине по сравнению с потерями времени и затратами бензина при использовании дальнего моста. Это та стоимость, которую каждый был бы готов отдать за проезд. При бесплатном проезде, вероятно, компенсация затрат на строительство моста будет осуществляться через местное налогообложение.
Представим себе ситуацию, когда вводится плата за проезд по мосту. Если плата за проезд составляет сумму РВ, то общая выгода от использования моста также превышает сумму, уплаченную за проезд, на величину потребительского излишка (площадь треугольникаАРВ).
Решение о строительстве моста принимается в том случае, если общие выгоды, включающие доходы от платы за проезд плюс сумма потребительского излишка, превышают общие издержки по финансированию и строительству моста:
ТВ>ТС.
Другое выражение данного критерия можно получить в форме коэффициента:
ТВ/ТС> 1.
Общий критерий для реализации проекта государственных расходовсостоит в том, что положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если отношение общих выгод к общим издержкам больше единицы.
При рассмотрении нескольких вариантов проекта государственных расходов выбирается вариант, у которого чистая выгода (ТВ – ТС) является максимальной.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий