logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

8.5. Реструктуризация государственных предприятий

Реструктуризация государственных предприятий(реформа государственных предприятий) – это комплекс мер, направленных на изменение принципов их действия, изменение системы управления, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово‑экономических результатов деятельности.

Условно можно выделить три основных направления реструктуризации государственных предприятий:

во‑первых, реформа системы управления государственными предприятиями, включая использование других организационно‑правовых форм;

во‑вторых, усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия;

в‑третьих, приватизация государственных предприятий.

Первоначально необходим принципиальный финансово‑экономический анализ, который включает в себя не только анализ затрат и результатов деятельности предприятия, но и сопоставление эффективности государственного предприятия с эффективностью частных предприятий, если это в принципе возможно. Кроме того, необходим общий экономический анализ сферы деятельности предприятия с целью выявления возможных источников провалов государства с позиций экономической эффективности. Наконец, необходимо определение особенностей механизма формирования бюджета предприятия для того, чтобы выявить возможные сбои государства с позиций теории общественного выбора.

На основе этого анализа возможно принятие решения о приватизации государственного предприятия. В этом случае разрабатывается процедура приватизации, определяются сроки и конечные цели с точки зрения повышения эффективности производства.

Если принято решение о том, что предприятие или организация остается в рамках государственного сектора, то осуществляется реформа системы управления предприятием, меняется его организационно‑правовая форма, позволяющая повысить эффективность предприятия. В принципе эти изменения происходят в направлении предоставления большей самостоятельности менеджменту предприятия, внедрения принципов прибыльности, рыночного соизмерения затрат и результатов. Этот процесс получил название корпоратизации государственных предприятий. Другое название корпоратизации – коммерциализация деятельности государственных предприятий.

Корпоратизация государственных предприятий осуществляется и в том случае, если в перспективе предстоит его приватизация. Этап корпоратизации должен предварять приватизацию. Корпоратизация позволяет повысить эффективность предприятия, дает возможность рынку оценить стоимость активов предприятия, выявить резервы и узкие места как в управлении, так и в производстве на данном предприятии. В этом случае приватизация становится более обоснованной, а общество получает реальную компенсацию стоимости приватизированного предприятия.

Корпоратизация государственных предприятийозначает реформу управления предприятием, новую организационную форму предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жесткого бюджетного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями.

Данное направление реструктуризации государственных предприятий является очень эффективным. Значительная часть причин неэффективности государственных предприятий ликвидируется при корпоратизации. Государственные корпорации остаются собственностью государства. Совет директоров назначается парламентом. Вместе с тем политическое влияние на непосредственную деятельность корпорации уменьшается. Корпорация реализует свою продукцию на рынке, распоряжается своими доходами, отвечает по обязательствам, так же как и частная компания, может получать финансы на рынке заимствований, устанавливает стимулирующие системы заработной платы.

Но многие государственные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это относится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги которых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении. Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых организаций, ориентированных на результаты (performance‑based organizations).Например, государственное управление по патентам и изобретениям в Великобритании в результате реформы превратилось в такого рода государственную организацию.

«Организация, ориентированная на результаты»,– это государственная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.

Важнейшими условиями превращения обычных государственных организаций в «организации, ориентированные на результаты», выступают, во‑первых, возможность в той или иной форме измерить результаты деятельности организаций и, во‑вторых, возможность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно‑правовой форме.

Таким образом, возможные организационные преобразования государственных предприятий и организацийвключают:

• корпоратизацию (коммерциализацию);

• формирование «организаций, ориентированных на результаты»;

• приватизацию.

Государственные корпорации и «организации, ориентированные на результаты», вовсе не обязательно будут приватизированы. У приватизации есть свои пределы,определяемые сбоями рынка, а также соображениями национальных и общественных интересов.

Интересы общества в целом не всегда могут быть реализованы частным сектором. Например, предприятие по производству обогащенного урана технически возможно в частном секторе, но в интересах общества иметь государственное, а не частное предприятие в этой сфере. Приватизация государственной почтовой службы может не только привести к росту цен на почтовые услуги, но, главное, и к тому, что жители отдаленных и малонаселенных пунктов не смогут получить эти услуги.

Точно так же интересы общества не всегда могут быть реализованы с помощью государственного регулирования частного сектора. Например, государственное регулирование приватизированной почтовой службы будет дорого стоить обществу, особенно контроль за результатами ее деятельности. (Ситуация, когда издержки государственного регулирования превышают потери, связанные с провалами рынка, представляет собой так называемое дырявое ведро Оукена.)

Важнейшими критериями при решении вопроса о приватизации государственных корпораций являются:

• возможность получения значительных государственных доходов от приватизации при условии выполнения приватизированными предприятиями необходимых общественных функций;

• возможность государственного регулирования провалов рынка, которое ведет к повышению эффективности производства с учетом издержек регулирования.

Таким образом, анализ проблемы эффективности государственных предприятий в современных условиях позволяет сделать некоторые общие выводы.

• В настоящее время происходит стабилизация роли государственных предприятий в экономике стран ОЭСР.

• На Западе возрождается интерес к деятельности государственных предприятий.

• Постепенно исчезает образ государственных предприятий как синоним неэффективности.

В связи с этим необходимо изучать опыт реструктуризации государственных предприятий в странах ЕС в целях его адаптации к условиям нашей переходной экономики, а также послеприватизационный опыт функционирования государственных предприятий в развитых странах.