logo search
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

42. Государственный долг: содержание и основные формы

В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечение государственного долга России служит все имущество, составляющие государственную казну. Общегосударственный долг состоит из задолженностей прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Внутренние и внешние займы. В зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте.

Существуют три основных формы покрытия внутреннего гос. долга:

  1. добровольный (рыночный) кредит – понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат:

  1. под вынужденным кредитом понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появляется:

  1. административный – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Заемные средства РФ мобилизуются в основном двумя путями:

  1. размещение долговых ценных бумаг;

  2. получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Ценными бумагами, используемыми в первом случае, являются еврооблигации (от 5 до 15 лет) и облигации валютного займа (ОГВВЗ).

Долг, оформленный прямыми кредитными соглашениями между РФ и зарубежными кредиторами м.б. представлен 4 группами обязательств:

  1. долг перед странами – членами Парижского клуба;

  2. долг перед странами - не членами Парижского клуба;

  3. долг по импорту бывших советских внешнеторговых организаций;

  4. долги перед международными валютно-финансовыми орг-ми (МБРР, ЕБРР).

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

43. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – гос. фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами гос. власти РФ и предназначенные для финансирования расходов в интересах граждан на соц. обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности; в случае рождения детей, безработицы; охрану здоровья и получение мед. помощи. Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования фин. ресурсов страны для финансирования конкретных соц. и экон. потребностей общегосударственного либо регионального значения. Различаются по правовому положению (государственные и местные) и целям создания. В зависимости от целевой направленности расходования средств подразделяются на: фонды социального назначения и экономические фонды. Крупнейший Пенсионный фонд РФ - его бюджет около 50% федерального бюджета, образован в 1990 г. в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Задачи фонда: выплаты гос. пенсий в виде трудовых, военных и соц. пособий, а также пенсий по инвалидности; пособий по уходу за ребенком, за выслугу лет; организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц. Фонд социального страхования ФСС (специализированное финансово-кредитное учреждение при правительстве РФ) - предназначен для управления средствами гос. страхования. Исполнительные органы фонда: региональные отделения, центральные отраслевые отделения, филиалы отделений. Задачи ФСС: обеспечение гаран-х гос-м пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, соц. пособия на погребение, участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья работников. Федеральные Фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС) (самост. гос. некомер. фин-кред. учреждение) - созданы для реализации гос. политики в области ОМС. Цель мед. страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение мед. помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. 2 вида: обязательное и добровольное. ФУНКЦИИ: выравнивание условий деят-ти территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС; финансирование целевых программ в рамках ОМС; организация подготовки специалистов для системы ОМС. Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти. ФУНКЦИИ: финансирование ОМС, проводимого страховыми мед. орг-ми, имеющими соответствующие лицензии; выравнивание фин. ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщиками; создание фин. резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; экономические внебюджетным фонды РФ: ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Ведомственные создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения НИОКР, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Региональные хар-ся разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за исполнением средств этих фондов. Порядок форми-я и исполь-я средств внебюджетных фондов соц. назначения. Источником доходов является Единый социальный налог (введен с 2001 г.) Ставки ЕСН дифференцированы: для налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемным работникам, 26% , в том числе, в ПФ - 20%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и территориальные фонды ОМС – 2,0%. ЕСН - регрессивный характер установления ставки налога для всех категорий налогоплательщиков. Источники формирования средств ПФ: страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога; ассигнования из фед. бюджета; средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением долгосрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований; беспроцентные ссуды, займы и кредиты; добровольные взносы юридических и физических лиц. Средства ПФ направляются на: выплату гос. пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет; оказание органами соц. защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. Источники формирования средств ФСС: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН; доходы от капиталов временно свободных средств; добровольные взносы граждан и юр. лиц; поступления от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда. Средства ФСС направляются на: выплаты пособий: по временной нетрудоспособности работника; на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха; на погребение; семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на ребенка по достижении им 16 лет. Значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества; проведение НИР по вопросам соц. страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятельности ФСС. Источники формирования средств ФФОМС: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН; взносы территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ; доходы от исп-я временно свободных фин. средств федерального фонда; добровольные взносы и иных поступления, не запрещенные законодательством РФ. Осн. функция ФФОМС - выравнивание условий деяте-ти территориальных фондов по финансированию программ ОМС путем предоставления им субвенций. Источники доходов Территориальных фондов ОМ: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН, страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ, доходы от использования временно свободных фин. средств фонда; финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и др. лиц в виде штрафных санкций.