38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю их исполнения.
Бюджетный процесс в РФ регламентируется:
Бюджетным кодексом РФ (БК РФ);
соответствующим законом субъекта Федерации;
соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.
Стадии бюджетного процесса:
составление проектов бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления РФ;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администрации (администраторы) доходов бюджета;
- главные администрации (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Полномочия участников бюджетного процесса.
Министерство финансов РФ: организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ; принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов; осуществляет управление государственным долгом РФ; организует исполнение федерального бюджета; представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ и др.
Министр финансов имеет исключительное право утверждать и вносить изменения в сводную бюджетную роспись, утверждать и вносить изменения в лимиты бюджетных обязательств, давать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета и др.
Федеральное казначейство: производит распределение доходов от налогов, сборов иных поступлений; ведет учет операций, составляет и представляет в Минфин РФ отчет по кассовому исполнению федерального бюджета; составляет и представляет в Минфин РФ бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и др.
Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов.
Полномочия, связанные с выполнением контрольных функций имеют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) и Счетная палата РФ. Соответствующими полномочиями наделены также другие участники бюджетного процесса.
Все участники бюджетного процесса за реализацию полномочий, определенных Бюджетным кодексом, несут соответствующую ответственность.
Составление проектов бюджета.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз социально-экономической развития разрабатывается органами, уполномоченными соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований.
При разработке прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета составляется Сводный финансовый баланс – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.
В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов и расходов бюджета, дефицит (профицит) бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, источники финансирования дефицита бюджета, перечень главных администраторов доходов бюджета и др.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Госдумы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.
Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый и плановый период в трех чтениях (в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ).
1 чтение (в течение 30 дней со дня внесения): Предметом рассмотрения на первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета: общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (если они не утверждены БК РФ), общий объем расходов, верхний предел внутреннего и внешнего долга, нормативная величина Резервного фонда, дефицит (профицит) федерального бюджета. По итогам рассмотрения в 1 чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Госдумой о принятии в 1 чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
2 чтение (в течение 35 дней со дня принятия в 1 чтении). Предметом рассмотрения являются: перечень главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общей величины расходов, утвержденных в первом чтении; программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ, предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов, государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте.
3 чтение (в течение 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении). В соответствии с распределением бюджетных ассигнований, принятым во втором чтении, на третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов на очередной финансовый год и плановый период.
Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления его Госдумой. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.
Исполнение бюджета. Исполнить бюджет, значит, обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.
Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает: зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета; возврат излишне уплаченных и взысканных сумм; зачет этих сумм в соответствии с действующим законодательством; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы и др.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств. На ее основании Минфин составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.
Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в РФ 31 декабря.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения