logo search
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю их исполнения.

Бюджетный процесс в РФ регламентируется:

  1. Бюджетным кодексом РФ (БК РФ);

  2. соответствующим законом субъекта Федерации;

  3. соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Стадии бюджетного процесса:

  1. составление проектов бюджетов;

  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

  3. исполнение бюджетов;

  4. подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления РФ;

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк РФ;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администрации (администраторы) доходов бюджета;

- главные администрации (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Полномочия участников бюджетного процесса.

Министерство финансов РФ: организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ; принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов; осуществляет управление государственным долгом РФ; организует исполнение федерального бюджета; представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ и др.

Министр финансов имеет исключительное право утверждать и вносить изменения в сводную бюджетную роспись, утверждать и вносить изменения в лимиты бюджетных обязательств, давать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета и др.

Федеральное казначейство: производит распределение доходов от налогов, сборов иных поступлений; ведет учет операций, составляет и представляет в Минфин РФ отчет по кассовому исполнению федерального бюджета; составляет и представляет в Минфин РФ бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и др.

Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов.

Полномочия, связанные с выполнением контрольных функций имеют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) и Счетная палата РФ. Соответствующими полномочиями наделены также другие участники бюджетного процесса.

Все участники бюджетного процесса за реализацию полномочий, определенных Бюджетным кодексом, несут соответствующую ответственность.

Составление проектов бюджета.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента РФ;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономической развития разрабатывается органами, уполномоченными соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

При разработке прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета составляется Сводный финансовый баланс – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов и расходов бюджета, дефицит (профицит) бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, источники финансирования дефицита бюджета, перечень главных администраторов доходов бюджета и др.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Госдумы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.

Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый и плановый период в трех чтениях (в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ).

1 чтение (в течение 30 дней со дня внесения): Предметом рассмотрения на первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета: общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (если они не утверждены БК РФ), общий объем расходов, верхний предел внутреннего и внешнего долга, нормативная величина Резервного фонда, дефицит (профицит) федерального бюджета. По итогам рассмотрения в 1 чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Госдумой о принятии в 1 чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

2 чтение (в течение 35 дней со дня принятия в 1 чтении). Предметом рассмотрения являются: перечень главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общей величины расходов, утвержденных в первом чтении; программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ, предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов, государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте.

3 чтение (в течение 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении). В соответствии с распределением бюджетных ассигнований, принятым во втором чтении, на третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов на очередной финансовый год и плановый период.

Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления его Госдумой. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

Исполнение бюджета. Исполнить бюджет, значит, обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета; возврат излишне уплаченных и взысканных сумм; зачет этих сумм в соответствии с действующим законодательством; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы и др.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств. На ее основании Минфин составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в РФ 31 декабря.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.