5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
Проблемы обеспечения экологического благополучия в Российской Федерации, являясь одними из наиболее важных, заставляют государство продолжать и совершенствовать работу в области рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Одним из основных направлений этой деятельности является дальнейшее развитие экологического права.
Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, при которых наиболее полное удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах и иных видах природопользования сопровождается сохранением (улучшением) природных условий и окружающей среды.
Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, рационального и эффективного использования природных объектов и ресурсов в целях сохранения и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Среди принципов, относящихся к общей части экологического права, выделяются следующие принципы:
• собственности как неотъемлемого достояния населения, проживающего на данной территории, наряду с иными формами собственности, закрепленными в законодательстве Российской Федерации;
общегосударственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;
строго целевого использования природных объектов и компонентов окружающей среды;
рационального и эффективного использования природных ресурсов и объектов;
приоритета охранительных мероприятий в использовании природных ресурсов и объектов;
комплексного подхода при использовании природных ресурсов и объектов и охране окружающей среды;
устойчивости природопользования;
платности природопользования.
Среди принципов, относящихся к особенной части экологического права, выделяются следующие:
приоритетности земель сельскохозяйственного назначения;
приоритетности вод питьевого и бытового назначения;
приоритетности использования недр для разработки полезных ископаемых;
приоритетности условий существования животных в состоянии естественной свободы;
приоритетности лесов защитного значения и др.
Содержание отношений в области природопользования и охраны окружающей среды определяется нормами права. Для закона характерны, прежде всего:
запретительные нормы, содержащие запрет на какие-либо действия, причиняющие ущерб природным ресурсам и окружающей среде;
обязывающие нормы, определяющие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, уполномочивающие нормы;
предоставляющие полномочия соответствующим органам в части ограничения, приостановления, прекращения деятельности, привлечения к ответственности и взыскания причиненного вреда (ущерба);
компенсационные, устанавливающие порядок возмещения причиненного вреда (ущерба);
поощрительные, регламентирующие порядок стимулирования природоохранной деятельности.
Система экологического законодательства Российской Федерации состоит из двух подсистем - природоресурсного и природоохранного законодательства. Природоресурсное законодательство посвящается охране и рациональному использованию природных ресурсов, а природоохранное - охране компонентов окружающей среды, экосистем и природных объектов.
Отдельные аспекты охраны окружающей среды отражены в общем, отраслевом, специальном или "объектовом" законодательстве (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, законодательство РФ о здравоохранении, градостроительстве, транспорте, производству и применению различных товаров, услуг и др.).
В России приняты такие федеральные законы, как: Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный, Налоговый, Бюджетный, Уголовный, Жилищный и Административный кодексы, "Об охране окружающей среды", "О недрах", "О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", "О животном мире", "Об обращении с радиоактивными отходами", "Об экологической экспертизе", "О геодезии и картографии", "О радиационной безопасности населения", "*О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования малочисленных народов", "О плате за пользование водными объектами", "О гидрометеорологической службе", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.
В настоящее время в основном определены ограничения и запреты, виды правонарушений, влекущие за собой применение мер ответственности.
Система нормативных документов подразделяется на: государственные федеральные; субъектов Федерации; производственно-отраслевые, субъектов хозяйственной деятельности. В составе Системы разрабатываются следующие документы:
• федеральные нормативные документы - строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), свод правил по проектированию и строительству (СП), руководящие документы Системы (РДС);
• нормативные документы субъектов Российской Федерации -территориальные строительные нормы (ТСН);
• производственно-отраслевые нормативные документы – стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений (СТП и СТО).
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" государственные стандарты в области охраны окружающей среды обязательны для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей среды, требования по предотвращению вредного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье людей.
Система экологических нормативов подразделяется на три группы:
• санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в окружающей среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического воздействия на окружающую среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания, а также нормативы санитарных и защитных зон.
Цель таких нормативов - определение показателей качества окружающей среды для человека;
• экологические нормативы. Это - предельно допустимые выбросы и/или сбросы в окружающую среду загрязняющих химических веществ (ПДВ, ПДС), уровни вредного воздействия физических и биологических факторов. К ним также относятся строительные, градостроительные, технологические правила, в которых есть экологические требования;
• вспомогательные нормы и правила, содержащие нормативы терминологии, организационные и правовые. Их цель - обеспечение единства в терминологии, в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.
Система экологических нормативов должна отвечать требованиям охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде и уровни вредных физических воздействий па нее едины для всей территории России. Здесь важно отметить все возрастающее значение в последнее время местных нормативных актов, принимаемых администрациями и надзорными органами территорий.
В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую среду. Санитарно-гигиенические и экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством.
Экологическая политика для любого государства является неотъемлемой частью общей политики. Поскольку экологические проблемы порождены социально-экономическим развитием и связаны практически со всеми аспектами жизни современного общества, экологическая политика должна тесно координироваться с политикой в социальной, демографической, экономической, научно-технической и культурной сферах.
Государственная экологическая политика базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Экологической доктрине Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации и региональных планах действий по охране окружающей среды и других нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.
Инструмент осуществления этой политики - система государственных органов по охране окружающей среды. Хотя частные задачи, связанные с экологией, решают различные ведомства, осуществление государственной экологической политики и координационные функции в данной сфере возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).
В соответствии с действующим законодательством к объектам охраны окружающей среды относятся все природные объекты - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Эффективность использования природных ресурсов обеспечивается организационными (деятельность людей, органов власти и управления, юридических лиц), правовыми (принятие законодательных и других нормативных актов, их исполнение и применение), экономическими (мобилизация необходимых материально-технических средств, инвестиций, различных экономических стимулов) и воспитательными мерами. Все это направлено на достижение такого экологического правопорядка, который обеспечивает экологическую безопасность.
Говоря об охране окружающей среды, имеется в виду сохранение именно здоровой, качественной среды, благоприятной для жизни человека. Конституцией Российской Федерации предусматривается право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, охрану здоровья и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Выполнение экологических требований контролируется органами государственной власти, управления и контроля. В случае их нарушения природопользователь несет ответственность в судебном порядке. При этом каждый природопользователь должен вносить установленные законодательством налоги, сборы и другие платежи за природопользование.
Природоохранное законодательство устанавливает пределы компетенции Правительства Российской Федерации, специально уполномоченных государственных органов РФ (МНР, МЧС, Минсельхоза, Госкомрыболовства, ФПС и Госатомнадзора России, Росземкадастра, Росгидромета, Роскартографии), субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Действующее природоохранное законодательство направлено на обеспечение: приоритета охраны жизни и здоровья человека; благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих права человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека; гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
Основным предметом системы стандартов ИСО 14 000 является система экологического менеджмента (система управления окружающей средой). Она ориентирована, в отличие от других систем природоохранных стандартов, не на количественные параметры и требования к уровню воздействия хозяйствующих субъектов на состояние окружающей природной среды - концентрации веществ, объемы выбросов, сбросов и т. д., и не на конкретные технологии (производственные и природоохранные), а на оптимизацию природоохранной деятельности предприятий в целом.
В настоящее время приняты следующие стандарты в этой сфере:
• ГОСТ Р ИСО 14 001-98 "Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению";
ГОСТ Р ИСО 14 004-98 "Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования";
ГОСТ Р ИСО 14 010-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы";
ГОСТ Р ИСО 14011-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой";
ГОСТ Р ИСО 14020-99 "Экологические этикетки и декларации. Основные принципы";
ГОСТ Р ИСО 14040-99 "Управление окружающей средой. Оценка-жизненного цикла. Принципы и структура";
ГОСТ Р ИСО 14050-99 "Управление окружающей средой. Словарь";
ГОСТ Р ИСО 14041-00 "Управление окружающей средой. Определение целей, области исследования и инвентаризационный анализ";
ГОСТ Р ИСО 14024-00 "Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры";
ГОСТ Р ИСО 14021-00 "Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемые экологические заявления. Экологическая маркировка типа П";
ГОСТ Р ИСО 14031-00 "Управление окружающей средой. Оценка экологической эффективности. Руководящие указания".
Одним из важнейших инструментов управления окружающей средой является эффективно применяемый в экономически развитых странах экологический аудит, позволяющий реализовать такие принципы охраны окружающей среды, как обеспечение в пределах экологических требований наиболее низкого уровня воздействия на окружающую среду, который может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
По определению ИСО экологический аудит - это систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита, а также передачи результатов этого процесса заказчику.
В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует приоритет международного права перед национальным правом. Так, если международным договором России установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются нормы международного договора.
А. Важнейшим направлением государственной политики в сфере обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности развития жилищного строительства является формирование эффективных финансового и экономического механизмов рационального природопользования, обеспечивающих создание источников покрытия затрат на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Стратегия формирования таких механизмов учитывает тенденции структурной перестройки экономики страны и направлена на:
реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов, формирование системы платежей за природопользование на основе объективных экономических отношении природопользования;
стимулирование рационального использования природных ресурсов и применение ресурсо- и энергосберегающих технологий;
создание необходимых финансово-экономических условий для эффективного функционирования природно-ресурсного комплекса и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов;
привлечение инвестиций в экономику страны;
проведение эффективной внешнеторговой политики в сфере экспорта (импорта) природных ресурсов и продукции из них.
Принцип "загрязнитель платит" является одним из основополагающих в мировой практике регулирования природопользования. В России с 1991 г. он реализуется в виде платежей за загрязнение окружающей среды - основного экономического инструмента из применяемых в настоящее время в стране в сфере охраны окружающей среды.
Положительными последствиями внедрения этого механизма являются:
• повышение внимания к вопросам борьбы с загрязнением на предприятиях;
улучшение инвентаризации источников загрязнения и мониторинга загрязнения;
освоение предприятиями методологии последовательного среднесрочного планирования сокращения выбросов и методов проведения согласования с контролирующими природоохранными органами;
введение основ контрактного права в сфере природопользования в виде разрешений на выбросы;
стимулирование поиска наиболее дешевых природоохранных мероприятий;
появление нового существенного источника внебюджетного финансирования природоохранных мероприятий.
Б. Экологическое страхование. Одним из экономических механизмов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания является экологическое страхование как механизм по формированию денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации потерь и предупреждения загрязнения окружающей среды. Развитие экологического страхования в России является своевременным и актуальным в связи с тем, что в условиях ухудшающейся экологической ситуации практически во всех регионах России сохраняется высокая степень вероятности аварийного загрязнения окружающей среды.
Развитие экологического страхования обеспечит гарантию возмещения ущерба, причиняемого аварийным загрязнением окружающей среды, обусловленным деятельностью страхователя, а также создаст условия экономического стимулирования предотвращения аварийного загрязнения окружающей среды.
В процессе экологического страхования реализуется взаимная заинтересованность страховщика и страхователя в предупреждении аварий и предотвращении ущерба от загрязнения окружающей среды, так как интересы страховщика и страхователя направлены на снижение риска аварийного загрязнения окружающей среды.
Величина страховой суммы при экологическом страховании рассчитывается, исходя из затрат на предупреждение аварийного загрязнения и убытков, образующихся у реципиентов в результате воздействия поступивших в окружающую среду вредных веществ. Тарифные ставки взносов дифференцируются, исходя из степени риска аварийного загрязнения того или иного предприятия и проведения превентивных природоохранных мероприятий, а собранная страховая премия в определенном размере направляется на превентивные природоохранные мероприятия.
Экологическое страхование по экспертным оценкам способно гарантировать возмещение до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний, тем самым снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1996 № 1387 предусмотрено включение страховых взносов по страхованию гражданской ответственности источников повышенной опасности в себестоимость продукции (работ, услуг) в размере 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг).
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью