logo
Часть II

5.3. Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах

• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, поскольку уровень современных технологий и используемой техники не позволяет избежать негативных последствий для природы;

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995) закрепил обязанность осуществления государственной экологической экспертизы за природоохранными органами.

Государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе на ее охрану и использование природных ресурсов;

- материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

  1. проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду,

  2. проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

  3. проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

  1. проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

  2. проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

  3. проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.

проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;

Экологическая экспертиза субъектов Российской Федерации выпол­няется в обязательном порядке по следующим вопросам:

  1. схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;

  1. генеральные планы городов, других поселений и их систем;

  1. проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

  2. генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

- иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную в иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Все виды государственных экологических экспертиз должны выполняться с учётом определённого регламента и соблюдением установленного законом РФ требований, содержание которых заключается в следующем.

1. Экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

2. Начало проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оформления и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью рассматриваемого объекта и составляет для:

Таким образом, экологическая экспертиза призвана выполнять функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. По мере того, как основные приорите­ты экологической стратегии России меняются с природоохранных на предупреждающие, процедуры экологической экспертизы проектов должны уделять особое внимание:

Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям. Заключение экологической экспертизы является юридическим документом, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов.

В соответствии с требованиями по составу и содержанию экспертного заключения по природоохранной части ТЭО на строительство, при рассмотрении и анализе представленных материалов эксперт должен обращать внимание на вопросы охраны всех компонентов окружающей природной среды - атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Ниже приводится перечень основных вопросов, включающий весь круг аспектов экологической экспертизы, который должен уточняться при конкретном рассмотрении ТЭО в зависимости от особенностей объекта.

А. Атмосфера

Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ и связанное с этим изменение климата, истощение озонового слоя, выпадение "кислотных" дождей и др. может зависеть от самых разнообразных видов хозяйственной деятельности в таких отраслях, как:

В этой связи экспертизой должны быть рассмотрены следующие вопросы:

Б. Гидросфера

Поэтому в круг изучаемых экспертизой вопросов входит:

В. Литосфера

Строительство и эксплуатация хозяйственных объектов почти всегда сопровождаются изъятием земельных ресурсов из традиционного пользования и/или, нарушением земной поверхности, например, за счет:

изменение традиционных видов землепользования (переселение, новое строительство на неосвоенных землях и др.).

Поэтому экспертизой должны быть изучены следующие вопросы:

Г. Биосфера

Примерами инвестиционных проектов, потенциально способных нанести наиболее значительный ущерб биологическому разнообразию, могут служить проекты строительства промышленных предприятий, реализация которых неизбежно связана с загрязнением окружающей среды, способные привести к крупномасштабному уничтожению мест обитания животных и растений (например, в результате разведки и разработки месторождений минерального сырья) и/или связанные с освоением новых территорий и др.

При проведении экспертизы необходимо исследовать такие вопросы, как:

Кроме этого, эксперт не должен обойти вниманием проблемы шумового загрязнения, воздействия магнитных полей, охраны Памятников истории и культуры, охраны здоровья и условий жизни населения, оценки воздействия на окружающую среду.