5.3. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах
• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, поскольку уровень современных технологий и используемой техники не позволяет избежать негативных последствий для природы;
обязательности ее проведения до принятия решений о реализации объекта;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
ответственности участников экологической экспертизы;
вневедомственности в ее организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995) закрепил обязанность осуществления государственной экологической экспертизы за природоохранными органами.
Государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе на ее охрану и использование природных ресурсов;
- материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду,
проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами с участием иностранных инвестиций, объём которых превышает пятьсот тысяч американских долларов;
технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте";
материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
проекты международных договоров и документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится к компетенции федеральных органов исполнительной масти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;
документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.
Экологическая экспертиза субъектов Российской Федерации выполняется в обязательном порядке по следующим вопросам:
проекты нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе, использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения;
все виды градостроительной документации, в том числе:
схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;
генеральные планы городов, других поселений и их систем;
проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;
проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданам или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;
- иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную в иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Все виды государственных экологических экспертиз должны выполняться с учётом определённого регламента и соблюдением установленного законом РФ требований, содержание которых заключается в следующем.
1. Экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
документации представляются в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащих материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности,
положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с: органами местного самоуправления, залучаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
2. Начало проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оформления и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве.
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью рассматриваемого объекта и составляет для:
простых объектов - до 30 дней;
объектов средней сложности - до 60 дней;
сложных объектов до 120 дней, в исключительных случаях - 6 месяцев.
Таким образом, экологическая экспертиза призвана выполнять функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. По мере того, как основные приоритеты экологической стратегии России меняются с природоохранных на предупреждающие, процедуры экологической экспертизы проектов должны уделять особое внимание:
выявлению экологических проблем на ранних стадиях рассмотрения проектов;
включению в проекты мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды;
разработке мероприятий по предотвращению, уменьшению и компенсации экологического ущерба и риска.
Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям. Заключение экологической экспертизы является юридическим документом, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов.
В соответствии с требованиями по составу и содержанию экспертного заключения по природоохранной части ТЭО на строительство, при рассмотрении и анализе представленных материалов эксперт должен обращать внимание на вопросы охраны всех компонентов окружающей природной среды - атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Ниже приводится перечень основных вопросов, включающий весь круг аспектов экологической экспертизы, который должен уточняться при конкретном рассмотрении ТЭО в зависимости от особенностей объекта.
А. Атмосфера
Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ и связанное с этим изменение климата, истощение озонового слоя, выпадение "кислотных" дождей и др. может зависеть от самых разнообразных видов хозяйственной деятельности в таких отраслях, как:
энергетика, характеризующаяся ростом объема потребления горючих ископаемых, и соответственно, объема выбросов загрязняющих веществ, в том числе, создающих парниковый эффект;
нефтегазодобывающая и перерабатывающая промышленность, основным воздействием которой на окружающую среду являются выбросы топливного газа;
строительство и эксплуатация промышленных предприятий, где используются хладоны, галогенсодержащие углеводороды и другие искусственные соединения, приводящие к разрушению озонового слоя атмосферы;
утилизация промышленных отходов;
лесное хозяйство в связи со сплошной вырубкой леса, строительством лесоперерабатывающих предприятий и т.д.;
сельское хозяйство в связи с развитием животноводства, применением азотных удобрений, сжиганием сельскохозяйственных отходов.
В этой связи экспертизой должны быть рассмотрены следующие вопросы:
характеристика района расположения предприятия по существующему уровню загрязнения атмосферного воздуха;
характеристика источников выбросов загрязняющих веществ;
наличие и обоснование мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
предложения по предотвращению аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ.
Б. Гидросфера
К проектам хозяйственной деятельности, которые могут влиять на состояние водных объектов, относятся проекты, могущие привести к истощению водных ресурсов, осушению водно-болотных угодий, ликвидации важных водных объектов и их загрязнению, в т.ч. строительство: гидроэлектростанций и гидроузлов комплексного назначения;
ирригационных систем,;
систем водоснабжения и канализации;
промышленных и прочих объектов, реализация которых сопровождается сбросом загрязняющих веществ.
Поэтому в круг изучаемых экспертизой вопросов входит:
характеристика современного состояния водного объекта, являющегося источником водоснабжения и приемником сточных вод;
данные органов геологии об утвержденных запасах подземных вод;
оценка водного объекта (поверхностного или подземного) по соответствию требованиям (ГОСТ 17.1.3.03-77, ГОСТ 2874-82 , ГОСТ 17.1.5.02-80, ГОСТ 17.1.2.04-77;
влияние отбора воды на состояние водных ресурсов;
данные по рациональному использованию водных ресурсов, в т.ч. за счет создания водооборотных систем;
водохозяйственный баланс по объекту;
количество и характеристика сточных вод;
решения по очистке сточных вод;
схема отведения сточных вод;
методы обработки, утилизации и использования осадков и шлаков, образующихся при подготовке свежей воды, очистке сточных вод, а также в процессе производства;
водоохранные мероприятия по предупреждению загрязнения и истощения поверхностных и подземных вод;
методы и средства контроля за количеством и качеством потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод..
В. Литосфера
Строительство и эксплуатация хозяйственных объектов почти всегда сопровождаются изъятием земельных ресурсов из традиционного пользования и/или, нарушением земной поверхности, например, за счет:
расчистки земель, удаления верхнего слоя почвы, планировки грейдером;
отсыпки грунта;
осушения земель;
изменение традиционных видов землепользования (переселение, новое строительство на неосвоенных землях и др.).
Поэтому экспертизой должны быть изучены следующие вопросы:
размеры земельных участков, необходимых для размещения предприятии, здании, сооружении, почвенная характеристика участка строительства;
площадь нарушаемых земель при строительстве;
объемы плодородного слоя почвы, подлежащего снятию, место и условия его хранения, пути его использования;
методы о рекультивации земель, нарушенных при строительстве объекта
геологическая характеристика участка недр в пределах горного отвода, а также примыкающих к нему зон, в том числе геологическое строение, горнотехнические и гидрогеологические условия этого участка и степень их изученности;
данные по эффективному использованию балансовых запасов основных и сопутствующих полезных ископаемых;
применение прогрессивных способов обогащения и переработки минерального сырья;
мероприятия по предотвращению вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
мероприятия по предотвращению загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов.
Г. Биосфера
Примерами инвестиционных проектов, потенциально способных нанести наиболее значительный ущерб биологическому разнообразию, могут служить проекты строительства промышленных предприятий, реализация которых неизбежно связана с загрязнением окружающей среды, способные привести к крупномасштабному уничтожению мест обитания животных и растений (например, в результате разведки и разработки месторождений минерального сырья) и/или связанные с освоением новых территорий и др.
При проведении экспертизы необходимо исследовать такие вопросы, как:
характеристика рыбозащитных сооружений (СНиП 2.06.07-87), характер и степень воздействия каждого фактора на рыбные запасы; мероприятия, направленные на предотвращение ущерба рыбным запасам и восстановление мест обитания рыбы;
данные о группах лесов и категории их защищенности, наименование заповедников, заказников, расположенных в данном районе, области;
мероприятия, направленные на сохранение среды обитания и условий размножения, путей миграции, генофонда и видового многообразия растительности.
Кроме этого, эксперт не должен обойти вниманием проблемы шумового загрязнения, воздействия магнитных полей, охраны Памятников истории и культуры, охраны здоровья и условий жизни населения, оценки воздействия на окружающую среду.
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью