5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
Целевые требования по учету экологических последствий инвестиционного процесса появились в России и законодательно закрепились в начале 90-х гг. прошлого века. В предшествующие годы вопросы охраны окружающей среды решались «по остаточному принципу», т.е. после принятия основных технологических, проектных и прочих решений. Введение ОВОС в России было призвано изменить этот порядок и создать процедуру, обеспечивающую определение возможных неблагоприятных воздействий и экологических последствий, учет общественного мнения, разработку мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Таким образом, целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий.
Первые шаги по определению экологических характеристик ИП состоят в организации и проведении ОВОС. Этот процесс осуществляется в соответствии с «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». ОВОС является обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу, поэтому, любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем — обязательный подраздел ОВОС — материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС — это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии. Сформированные в результате проведенных исследований «Материалы ОВОС» являются самостоятельным документом. Согласно СП 11-101-95 в составе документации должен разрабатываться раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», однако его структура и содержание определяются лишь предпроектными проработками, а логика предоставления информации направлена на экологическое сопровождение проектных решений. До утверждения в установленном порядке федеральных строительных нормативных документов, регламентирующих выполнение предпроектных и проектных работ, использование в практике реального проектирования положений СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" и СП 11-101-95 возможно только в качестве рекомендуемых положений в части, не противоречащей федеральным законам и постановлениям Правительства РФ.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32) ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Для упорядочения процедуры проведения ОВОС и повышения качества подготавливаемых в соответствии с результатами ОВОС проектных решений Госкомэкологией России было предложено осуществлять все работы по ОВОС на основе технического задания (ТЗ). ТЗ на проведение ОВОС разрабатывается инициатором проекта. Цель подготовки ТЗ на проведение ОВОС заключается в конкретизации объема, масштаба и содержания предстоящих исследований. ТЗ на проведение ОВОС формулируется таким образом, чтобы в результате проведения всех работ были выявлены, определены и оценены все виды воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, спрогнозированы изменения окружающей среды в результате этих воздействий и выявлены возможные экологические последствия реализации проекта. Кроме того, в материалах ОВОС должны быть даны предварительные рекомендации по мерам и мероприятиям, направленным на предупреждение или смягчение нежелательных последствий. Инициатор проекта утверждает ТЗ, согласовывает его с инвестором и территориальным органом Госкомэкологии России.
Типовое ТЗ на проведение ОВОС включает в себя необходимость сбора и обработки информации о тех аспектах проекта, которые так или иначе могут потребоваться инициатору или инвестору, а именно:
категория проекта (по уровню воздействия на окружающую среду);
краткая предыстория развития проекта(секторальные планы развития, региональные планы по окружающей среде и т.д.);
задачи и сроки проведения ОВОС, общий круг анализируемой информации, сведений и проблем, касающихся проекта;
масштаб намечаемых исследований, необходимость общественных слушаний;
требования к документации, которая должна быть подготовлена и согласована в ходе ОВОС и т.д.
Необходимо, чтобы в ТЗ на ОВОС учитывалась и индивидуальная особенность каждого проекта. В связи с этим, не существует типового форинта ТЗ на ОВОС, оно разрабатывается индивидуально под тот или иной проект. Вместе с тем некоторые общие рекомендации к содержанию ТЗ представлены в табл.5.1.
Таблица 5.1.
Рекомендации для составления Технического задания на проведение
ОВОС
| Рекомендации к содержанию | Информация, необходимая для проведения ОВОС |
1 | Введение |
|
2 | Информация общего характера |
|
3 | Поставленные задачи |
|
4 | Требования, предъявляемые к ОВОС |
|
5 | Обследуемая территория |
|
6 | Круг анализируемых сведений и проблем |
|
7 | Требования к документации |
|
ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения, подготовка этого документа организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организации и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. В ходе ОВОС должны быть рассмотрены:
цель и необходимость предлагаемого хозяйственного начинания, проекта, вида предполагаемой деятельности и способы их осуществления; соответствие целям регионального экологического развития;
реальные альтернативы с проработкой вариантов на уровне технико-экономических обоснований, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного начинания, проекта;
состояние окружающей среды и техногенной насыщенности территории на данный момент в предполагаемом районе размещения, включая варианты размещения;
виды, характер и степень воздействия на окружающую среду и совокупность реципиентов предполагаемых объектов в условиях освоения, строительства, при пусковом и регламентном режимах эксплуатации и при аварийных ситуациях; специальная оценка аварийности; вариантная проработка оценок экологического риска;
изменение состояния среды при условии осуществления рассматриваемых вариантов и составление вариантных прогнозов состояния природного комплекса; оценка возможных остаточных воздействий, долговременные экологические, социальные и экономические последствия;
возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения; возможности и средства ослабления последствий.
Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду» (аналог в зарубежных процедурах ОВОС называется «Заявлением об экологических последствиях»). Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нем выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществление которых:
не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учетом отдаленных последствий;
не связано с производством экологически опасной продукции;
не приведет к критическим изменениям в природной среде в периодстроительства, эксплуатации и ликвидации объекта.
Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последствиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при экологической экспертизе.
При выборе имеющихся методов оценки антропогенного воздействия т локализации уже существующих допущенных нарушений окружающей :природной среды определяющую роль играют природно-территориальные факторы и взаимосвязанные с ними свойства устойчивости природной среды к техногенезу. Очевидно, что, например, в районах распространения многолетнемерзлых грунтов, Центрального Черноземья, горных областях Северного Кавказа и водных акваториях эти методы будут принципиально отличными друг от друга в следующих аспектах:
характеристика работ опережающего природоохранного цикла; методы и средства локализации залповых выбросов, аварийных ситуаций и других экологически экстремальных последствий;
показатели экологического риска по конструктивно-технологическим решениям применительно к данному региону (природно-техническому комплексу, геотехнической системе или естественной экосистеме);
предписания органов государственного контроля, ведомственных инспекций и природоохранных служб и др.
С помощью набора инструментальных методов химического, физико-химического, геофизического, микробиологического анализа и других видов наблюдений изучается состав и техногенные загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв, морской воды, геологической среды, а также состояние и поведение источников антропогенных воздействий. Современный арсенал методов мониторинга окружающей природной среды достаточно внушителен, но базируется на системе мониторинга по различным методам наблюдения.
Химический мониторинг — система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.
Физический мониторинг — система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую- среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).
Биологический мониторинг — мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). Например, хвойные деревья чувствительны к радиоактивному загрязнению, а многие представители почвенной фауны — к промышленному загрязнению. Хвойные леса используются для наблюдений в качестве критических экосистем. Анализ наблюдений за подобными объектами позволяет выявить экологические нарушения еще при уровнях загрязнения, не представляющих опасности для проживающего на данной территории населения.
Экобиохимический мониторинг — мониторинг, базирующийся на оценке химической и биологической составляющих окружающей среды. Метод экобиохимического мониторинга предложенный В.В. Хаустовым, опирается на положение о том, что представители микромира являются наиболее чувствительными и универсальными из всех известных биоиндикаторов, поскольку весьма быстро реагируют на изменение внешних условий.
Дистанционный мониторинг — в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.
Наиболее универсальным и чаще других востребованным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды — это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня их загрязнения и предупреждения : создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов. При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:
а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;
б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
Система комплексного экологического мониторинга предусматривает: выделение объекта наблюдения;
обследование выделенного объекта наблюдения;
составление для объекта наблюдения информационной модели;
планирование измерений;
оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
В приложении 5.2. представлена в качестве примера комплексная экологическая оценка жилой застройки города.
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью