logo
Часть II

5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)

Целевые требования по учету экологических последствий инвестиционного процесса появились в России и законодательно закрепились в начале 90-х гг. прошлого века. В предшествующие годы вопросы охра­ны окружающей среды решались «по остаточному принципу», т.е. после принятия основных технологических, проектных и прочих решений. Введение ОВОС в России было призвано изменить этот порядок и создать процедуру, обеспечивающую определение возможных неблагоприятных воздействий и экологических последствий, учет общественного мнения, разработку мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Таким образом, целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия и связанных с ним социальных, экономичес­ких и иных последствий.

Первые шаги по определению экологических характеристик ИП состоят в организации и проведении ОВОС. Этот процесс осуществляется в соответствии с «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». ОВОС является обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу, поэтому, любая предпроектная и проек­тная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем — обязательный подраздел ОВОС — материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС — это пред­варительное определение характера и степени опасности всех потенциаль­ных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии. Сформированные в результате проведенных ис­следований «Материалы ОВОС» являются самостоятельным документом. Согласно СП 11-101-95 в составе документации должен разрабатываться раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», однако его структура и содержание определяются лишь предпроектными проработками, а логика предоставления информации направлена на экологическое сопровождение проектных решений. До утверждения в установленном порядке федераль­ных строительных нормативных документов, регламентирующих выполне­ние предпроектных и проектных работ, использование в практике реального проектирования положений СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" и СП 11-101-95 возможно только в качестве рекомендуемых положений в части, не противоре­чащей федеральным законам и постановлениям Правительства РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32) ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, обос­новывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Для упорядочения процедуры проведения ОВОС и повышения качества подготавливаемых в соответствии с результатами ОВОС проектных реше­ний Госкомэкологией России было предложено осуществлять все работы по ОВОС на основе технического задания (ТЗ). ТЗ на проведение ОВОС разрабатывается инициатором проекта. Цель подготовки ТЗ на проведение ОВОС заключается в конкретизации объема, масштаба и содержания предстоящих исследований. ТЗ на проведение ОВОС формулируется та­ким образом, чтобы в результате проведения всех работ были выявлены, определены и оценены все виды воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, спрогнозированы изменения окружающей среды в результате этих воздействий и выявлены возможные экологические последствия реализации проекта. Кроме того, в материалах ОВОС должны быть даны предварительные рекомендации по мерам и мероприятиям, направленным на предупреждение или смягчение нежелательных последствий. Инициатор проекта утверждает ТЗ, согласовывает его с инвестором и территориальным органом Госкомэкологии России.

Типовое ТЗ на проведение ОВОС включает в себя необходимость сбо­ра и обработки информации о тех аспектах проекта, которые так или ина­че могут потребоваться инициатору или инвестору, а именно:

категория проекта (по уровню воздействия на окружающую среду);

Необходимо, чтобы в ТЗ на ОВОС учитывалась и индивидуальная особенность каждого проекта. В связи с этим, не существует типового форинта ТЗ на ОВОС, оно разрабатывается индивидуально под тот или иной проект. Вместе с тем некоторые общие рекомендации к содержанию ТЗ представлены в табл.5.1.

Таблица 5.1.

Рекомендации для составления Технического задания на проведение

ОВОС

Рекомендации к содержанию

Информация, необходимая для проведения ОВОС

1

Введение

  • Наименование проекта;

  • Наименование предприятия – заявления проекта;

  • Цели подготовки ТЗ.

2

Информация общего характера

  • Категория проекта;

  • Краткое описание основных компонентов проекта;

  • Цели и необходимость осуществления проекта;

  • Краткая предыстория проекта (секторальные планы развития, региональные планы по окружающей среде и т.д.)

3

Поставленные задачи

  • Задачи проведения ОВОС;

  • Общий круг анализируемой информации, сведений и проблем;

  • Сроки проведения ОВОС, увязанные со сроками подготовки обосновывающей документации по проекту.

4

Требования, предъявляемые к ОВОС

  • правила, нормативы, постановления, инструкции, которые регламентируют порядок проведения ОВОС, принятые как на федеральном уровне, так и региональные и отраслевые;

  • перечень информации, необходимой для исследований

5

Обследуемая территория

  • площадь территории, для которой проводится ОВОС (площадь административного района, водосбора, границы воздушного бассейна, места обитания животных, нерестилища и т.д.)

  • описание состояния окружающей среды этой территории

6

Круг анализируемых сведений и проблем

  • описание и характеристика источников и видов воздействия, которые будут ликвидированы в случае реализации проекта;

  • анализ альтернатив, которые могут повлиять на решения по проекту (по размещению, инженерные, технические);

  • оценка источников и видов воздействия, возникающих в случае реализации проекта по выбранной альтернативе;

  • описание мер, направленных на ликвидацию или уменьшение воздействия;

  • описание экологических (а также экономических и социальных) последствий реализации проекта по выбранной альтернативе

  • проведение общественных слушаний

7

Требования к документации

  • проект Программы изысканий и научных исследований;

  • заявление о воздействии на окружающую среду;

  • перечень экологических условий для проектирования, строительства и эксплуатации проекта

ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения, подготовка этого документа организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организации и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. В ходе ОВОС должны быть рассмотрены:

Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду» (аналог в зарубежных процедурах ОВОС называется «Заявлением об экологических последствиях»). Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нем выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществление которых:

Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последствиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при экологической экспертизе.

При выборе имеющихся методов оценки антропогенного воздействия т локализации уже существующих допущенных нарушений окружающей :природной среды определяющую роль играют природно-территориальные факторы и взаимосвязанные с ними свойства устойчивости природной среды к техногенезу. Очевидно, что, например, в районах распространения многолетнемерзлых грунтов, Центрального Черноземья, горных областях Северного Кавказа и водных акваториях эти методы будут принципиально отличными друг от друга в следующих аспектах:

С помощью набора инструментальных методов химического, физико-химического, геофизического, микробиологического анализа и других видов наблюдений изучается состав и техногенные загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв, морской воды, геологической среды, а также состояние и поведение источников антропогенных воздействий. Современный арсенал методов мониторинга окружающей природной среды достаточно внушителен, но базируется на системе мо­ниторинга по различным методам наблюдения.

Химический мониторинг — система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг — система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую- среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг — мониторинг, осуществляемый с помо­щью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). Например, хвойные деревья чувствительны к радиоактивному загрязнению, а многие представители почвенной фауны — к промышленному загрязнению. Хвойные леса используются для наблюдений в качестве критических экосистем. Анализ наблюдений за подобными объектами позволяет выявить экологические нарушения еще при уровнях загрязнения, не представляющих опасности для проживающего на данной территории населения.

Экобиохимический мониторинг — мониторинг, базирующийся на оценке химической и биологической составляющих окружающей среды. Метод экобиохимического мониторинга предложенный В.В. Хаустовым, опирается на положение о том, что представители микромира являются наиболее чувствительными и универсальными из всех известных биоиндикаторов, поскольку весьма быстро реагируют на изменение внешних условий.

Дистанционный мониторинг — в основном, авиационный, космичес­кий мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зонди­рование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Наиболее универсальным и чаще других востребованным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды — это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня их загрязнения и предупреждения : создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов. При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Система комплексного экологического мониторинга предусматривает: выделение объекта наблюдения;

В приложении 5.2. представлена в качестве примера комплексная экологическая оценка жилой застройки города.