8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
Для большинства участников системы управления объектами нежилой недвижимости, в том числе управляющих и девелоперских компаний, использующих современные инновационные управленческие технологии, проблема повышения эффективности автоматизации этих процессов становится весьма актуальной.
Необходимо отметить системный характер инновационного процесса, его целевую направленность как и многих других процессов, происходящих в социально-экономических системах, а также учитывать его взаимодействие с другими процессами, протекающими в указанных выше системах.
Под инновационными процессами понимают процесс создания, освоения, распространения и прекращения использования нововведения. Эти особенности позволяют рассматривать инновационные процессы, как своего рода инструмент обновлений, который связан с введением изменений в следующих сферах: организационно-управленческой, производственной, финансово-экономической, инвестиционной и рыночной. Нововведения в этом процессе выступают средством внесения изменений, при этом процесс изменений становится существенным и приводит к определенному полезному эффекту.
Таким образом, инновационный процесс в управлении и развитии нежилой недвижимости определяется, как целенаправленный процесс организационно-управленческих, производственных, экономических, финансовых и социальных изменений, направленных на получение полезного эффекта, источником которого служит реализация нововведений.
Нововведения в данном случае рассматриваются как идеи, материальные объекты или деятельность, которые являются новыми для данной социально-экономической системы. При этом его «новизну» рекомендуется измерять уровнем полезного эффекта, ожидаемого от его реализации. В соответствии с приведенным выше определением и на основе анализа структуры инновационных процессов в управлении и развитии недвижимости определяются основные побудительные мотивы появления нововведений: изменения в спросе на отдельных сегментах рынка на нежилую недвижимость, включая недвижимость муниципальных образований; потребность и готовность муниципальных образований к нововведениям и возможности, создаваемые развитием науки, включая управление недвижимостью.
Инновационные процессы в современных условиях являются сложными и состоят из трех частей: собственно самого нововведения, условий организационной среды его внедрения и условий внешней среды. Результатом их взаимодействия является процесс внедрения и распространения нововведений в системе управления.
Компонентами управления инновационными процессами в рыночных условиях являются:
участие в создании нововведений, предусматривающее решение задачи учета реальных условий взаимодействия участников различных сегментов рынка недвижимости и возможностей муниципальных образований при их разработке;
управление внутренней средой внедряющих органов управления или хозяйствующих субъектов;
управление характеристиками хозяйствующих субъектов, включая выбор его формы, структуры, внутренних взаимосвязей и реализация инновационного потенциала субъекта хозяйствования, предусматривающая решение задачи эффективного использования технических и финансовых средств, профессиональных качеств персонала в процессе реализации нововведений;
учет требований внешней среды, предусматривающий решение задачи эффективного использования информационного, организационно-правового обеспечения, финансовой, налоговой, амортизационной политики, существующих патентно-лицензионных, антимонопольных и других законодательных норм, устанавливаемых государством;
управление процессом внедрения и распространения нововведений.
Принятие инновационных решений требует соответствующих методов их экономического обоснования, включающих оценку и выбор эффективных вариантов нововведений.
Существующие методики оценки нововведений в процессе принятия инновационных решений в основном ориентированы на количественную характеристику эффективности затрат на нововведения. Для этих целей рекомендуется использовать следующие показатели: чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; срок окупаемости; индекс доходности. Объективность принятия решения основывается как на количественной, так и на качественной их оценке.
Качественную оценку нововведения проводят по следующим укрупненным классам. К ним относятся критерии, характеризующие:
соответствие нововведения целям, ресурсам, стратегии хозяйствующих субъектов;
возможность, допустимость и последствия изменений в областях хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов: производственной, научно-технической, финансовой и рыночной;
влияние нововведения на окружающую среду.
Целью проведения качественной оценки нововведения является определение степени готовности управляющих организаций к восприятию инноваций.
Существенная неопределенность исходных параметров нововведений и продолжительные сроки инновационных процессов, в ходе которых существенно может измениться конъюнктура на рынке недвижимости, обусловливают вероятностный характер эффективности нововведении. Поэтому выбор наилучшего варианта нововведений при принятия инновационных решений должен осуществляться с учетом риска.
Анализ существующих подходов к выбору наилучшего варианта хозяйственного решения с учетом риска свидетельствует, что их условно можно разделить на две группы:
подходы, в которых выбор осуществляется по одному критерию, в качестве которого принят минимум риска;
подходы, в которых принятие решения осуществляется на сочетании двух критериев - степени риска и ожидаемого результата, но без учета субъективного характера восприятия и выбора риска.
Сравнение указанных подходов показывает, что можно принять решения, содержащее меньше риска или вообще без него, но при этом хозяйствующий субъект не получит необходимой прибыли, что в условиях рыночной экономики значительно снижает его конкурентоспособность.
Что касается субъективного характера в выборе степени риска, то хозяйствующие субъекты с долей государственной или муниципальной собственности с долей муниципальной собственности имеют меньшую степень свободы. Поэтому механизм выбора нововведения в условиях риска должен учитывать указанную степень свободы восприятия и выбора риска. Это обусловливает необходимость более широкого использования в исследуемой сфере частных управляющих организаций. Решение проблемы риска при принятии инновационных решений предлагается осуществлять в следующей последовательности: идентификация риска, измерение степени риска и его сравнительная оценка в альтернативных вариантах нововведений и на заключительной стадии - выбор варианта нововведения с наилучшим сочетанием ожидаемого результата и степени риска.
В последние годы, как для отечественных, так и для зарубежных компаний наряду с техническими вопросами не менее актуальными стали экономические и организационные проблемы применения информационных технологий. Интерес к этим проблемам, в частности, вызван тем, что дорогостоящее компьютерное и телекоммуникационное оборудование, специальное программное обеспечение далеко не всегда вносят ожидаемый вклад в повышение эффективности деятельности организаций, участвующих в реализации различных проектов. Вместо доходов и повышения конкурентоспособности неудачные проекты информационно-технического развития приносят убытки.
Так, по оценкам аналитиков до 50% затрат на информационные системы не являются необходимыми. Зачастую специалисты по информационным технологиям запрашивают финансовые средства, исходя из своих собственных задач развития автоматизированных комплексов, лишь отдаленно связанных с достижением общих целей организации. Выделяя их, руководство не всегда задается вопросом о влиянии этих инвестиций на повышение общей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
Для более полной оценки эффективности использования информационных технологий необходима привязка экономических показателей функционирования подразделений информационных технологий: отделов автоматизации, информационно-технологических отделов (далее по тексту ИТ-подразделений) к бизнес-процессам, поскольку основные подразделения требуют более четкой работы информационно-технологических механизмов (ИТ-механизмов), обслуживания их с надлежащим качеством и при оптимальных затратах.
Инновационным подходом в концепции управления качеством информационных услуг может стать использование систем INSM (Information Technology Serves Management), включая типовую модель управления качеством. Основная идея внедрения INSM состоит в том, чтобы ИТ-подразделения перестали быть вспомогательными подразделениями для других подразделений - ответственными только за работу отдельных серверов, сетей и приложений. Они могут стать полноправными участника ми бизнес-системы, выступая в роли поставщиков определенных услуг для основных подразделений. Отношения между ними формализуются как отношения «поставщик услуг - потребитель услуг».
Для улучшения контроля за эффективностью использования информационных технологий необходим анализ экономических показателей работы подразделений информационных технологий, связанных с экономическими показателями работы других подразделений компании, участвующих в проекте развития недвижимости, а также анализ того влияния, которое оказывают информационные технологии на конечные результаты.
Классический метод анализа расходов, связанных с применением информационных технологий, предполагает расчет их интегральной величины. В общем случае эта величина разделяется на следующие составляющие:
Затраты ИТ-подразделений: расходы на приобретение автоматизированных комплексов, оборудования и программного обеспечения; оплату аренды оборудования и программного обеспечения; приобретение расходных материалов; оплату труда и обучения персонала; оплату использования телекоммуникаций, внешней разработки и обслуживания (сопровождения) или поддержки; прочие расходы, включая налог на имущество.
Затраты прочих подразделений компании: расходы на обучение пользователей; затраты на вынужденное выполнение функций ИТ-подразделений (сопровождение компьютерных систем, разработка, кодирование и т.д.).
Чтобы дать точную оценку эффективности использования информационных технологий, необходима привязка экономических показателей деятельности ИТ-подразделений к бизнес-процессам. Для этого используется понятие «ИТ-сервиса», т.е. услуги, предоставляемой ИТ-подразде-лением другим подразделениям, имеющей целью поддержку функций управляющей компании (организации) в целом.
ИТ-подразделения и другие структуры компании заключают соглашения об уровне сервиса, в которых отражаются условия предоставления того или иного вида услуг, включая особенности финансовых взаимоотношений (отсутствие оплаты услуг, условная или реальная оплата услуг ИТ-подразделений, распределение рисков).
Перевод отношений между подразделениями в формализованные рамки, основанные на соглашениях об уровне сервиса, позволяет, в частности:
установить деловые отношения между всеми подразделениями, основанные на четком понимании того, что и на каких условиях предоставляет ИТ-подразделение;
установить более точный баланс между потребностями пользователей и возможностями ИТ-подразделения, а также более четко распределять ИТ-ресурсы;
выявить возможности для улучшения выполнения бизнес-функций за счет применения информационных технологий.
При этом возникает проблема управления рисками при взаимодействии ИТ-подразделений с другими структурами управляющей компании.
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью