8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью
Экспертиза (анализ) финансовой системы должна выявить реальные условия обеспечения финансовыми средствами процессов управления жилищной недвижимостью на всех уровнях (оперативном, тактическом и стратегическом). Действующая система бюджетного финансирования жилищного фонда, его содержания, эксплуатации и ремонта (в том числе капитального) составляет в настоящее время в среднем по стране 45 %, а по отдельным регионам страны от 50 до 70 общего финансирования, необходимого на эти цели. В тоже время, несмотря на высокую долю участия бюджетного финансирования, абсолютные показатели выделения финансовых средств не обеспечивают необходимые потребности. Услуги по содержанию и работы по ремонту многоквартирных домов оплачиваются в объемах, недостаточных для покрытия расходов, что приводит к ухудшению качества обслуживания жителей. Ввиду недостаточного финансового обеспечения объемы «недоремонта» объектов жилищной недвижимости и коммунальных систем постоянно увеличиваются и составляют в среднем по стране свыше 50 процентов. Устарели и являются тормозом на пути экономии и внедрения ресурсосберегающих технологий нормативы обеспечения жителей коммунальными услугами, вызывая необоснованно высокую долю расходов по оплате за них, как со стороны бюджетного финансирования,так и населения.
Одной из главных целей, которая должна быть достигнута в результате реформирования жилищно-коммунального комплекса, это коренное преобразование системы финансирования услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту с учетом рыночного характера договорных отношений между субъектами собственности жилищной недвижимости и управляющими организациями. При этом должно быть обеспечено единство интересов в подходе к цене договорных отношений разных собственников (частных, государственных, муниципальных) по управлению общим имуществом многоквартирного дома. В этом состоит особенность данного этапа преобразований в бюджетно-финансовой сфере, которая на протяжении многих десятилетий экономического развития страны была ориентирована на нормативно минимальные затраты на содержание жилищно-коммунального комплекса. Введение в действие ЖК РФ обязывает изменять приоритеты и подходы к реформированию системы финансирования в жилищной сфере. Центр ответственности перемещается от органов исполнительной власти, как системы централизованного администрирования, в рамках которого осуществлялась политика в сфере управления комплексом жилищной недвижимости, на собственников многоквартирных домов, в котором собственник государственного и муниципального фонда является одним из многих собственников конкретного многоквартирного дома. Соответственно, он должен участвовать в принятии решения на общем собрании всех собственников о судьбе общего имущества многоквартирного дома, о расходах на его содержание, эксплуатацию и ремонт, исходя из фактической потребности и реальной возможности.
Экспертиза современной финансовой системы должна основываться на анализе данных, отражающих степень перехода всеми собственниками к полной оплате жилищных и коммунальных услуг и работ в соответствии с заключенными договорами или сметами расходов. Следует охватить следующие направления:
Анализ услуг, которые предоставляются на конкурсной основе, а именно, услуги по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома, осуществляемые управляющими организациями. Собственники государственной и муниципальной жилой и нежилой недвижимости обязаны нести расходы на содержание и ремонт (включая капитальный) общего имущества в многоквартирных домах пропорционально своей доли участия в полном объеме. Участие всех собственников в долевом финансировании договорных обязательств по управлению и содержанию общего имущества в многоквартирных домах является основным предметом экспертизы.
Анализ совершенствования механизмов социальных гарантий и адресной защиты низкодоходных групп жителей (собственников и нанимателей по договорам социального найма) многоквартирных домов. Все виды категориальной финансовой помощи по оплате за жилищные и коммунальные услуги, установленные органами государственной власти, должны быть переведены в форму адресных денежных выплат (компенсаций), предоставляемых определенным категориям граждан.
В результате перехода к денежным адресным компенсациям реализовываться основной принцип: предоставление финансовой помощи в зависимости от доходов граждан. По различным оценкам бюджеты городов, особенно крупных, будут иметь до 30 процентов экономии финансовых средств, которые могут быть более эффективно использованы на содержание и ремонт жилищной недвижимости. Кроме того, переход к перечислению финансовых бюджетных средств на персонифицированные счета жителей вместо жилищных и коммунальных организаций обеспечит понятность, прозрачность, конкретность и подконтрольность бюджетного финансирования. Одновременно перечисление финансовых бюджетных средств на персонифицированные счета явится стимулом для влияния на качество поставляемых услуг. Изменение схемы финансовых потоков будет содействовать повышению активности жителей в сфере управления жилищной недвижимостью, а также усилению ответственности поставщиков жилищно-коммунальных услуг и управляющих организаций за качество обслуживания потребителей.
Уровень реализации механизма установления и дифференциации платы за пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, переданных пользователям (нанимателям) по договорам социального найма (с учетом персонифицированной помощи отдельным категориям жителей) и по договорам аренды и найма (коммерческого), а также по договорам аренды нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом в новых условиях хозяйствования фактором дифференциации платы должны служит качество и благоустройство помещений, а также месторасположение многоквартирного дома, что в итоге служит обеспечению экономической обоснованности и социальной справедливости этих платежей для жителей, проживающих в качественно различных многоквартирных домах и районах проживания.
Экспертиза финансового обеспечения воспроизводства жилищной недвижимости касается важнейшего условия управления ею на стратегическом уровне. В соответствии с положениями ЖК РФ обязанность финансового обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества лежит на собственниках многоквартирного дома. При проведении экспертизы бюджетного финансирования следует учитывать, что накопленный «недоремонт» многоквартирных домов, в которых находится в результате приватизации более 50 процентов собственников помещений, относится к категории ранее возникших обязательств органов исполнительной власти по проведению капитального ремонта бывшего государственного и муниципального жилищных фондов. В этих условиях в ходе проведения экспертизы необходимо установить наличие со стороны государственных органов и органов местного самоуправления регулирующих условий и порядка предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо другим жилищным объединениям бюджетных средств на капитальный ремонт таких многоквартирных домов. В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.69 Бюджетного Кодекса РФ) предоставление бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов может осуществляться:
в форме средств на оплату работ, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным (городским) контрактам;
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
бюджетных кредитов юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Право на предоставление бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанностей собственников по финансированию соответствующей части (пропорционально доле своей собственности) расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В этих условиях органы местного самоуправления обязаны предусматривать, в целях обеспечения равенства возможностей возмещения расходов на капитальный ремонт отдельными категориями собственников, целевые адресные выплаты (субсидии). Такие виды целевых компенсационных выплат могут быть учтены в бюджетах расходов управляющих организаций на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов.
Рис. 8.9. Структура участия домкомов, территориальных общин и других общественных объединений в жилищной сфере в контроле за содержанием и ремонтом многоквартирных домов
• Особым аспектом экспертизы финансового механизма защиты интересов собственников является анализ развития системы добровольного страхования жилых помещений в многоквартирных домах. Включение в систему страхования жилых помещений, находящихся в пользовании и собственности всех категорий жителей, в т.ч. имеющих право на финансовые компенсации при оплате жилищно-коммунальных услуг, позволит использовать экономический механизм обеспечения имущественных прав жителей при повреждении или уничтожении жилищного фонда, а также уменьшить величину бюджетных расходов на его восстановление или предоставление нового, взамен уничтоженного (признанного непригодным для проживания).
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью