5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
Экологическая экспертиза инвестиционно-строительных проектов и объектов недвижимости является составной частью общей экспертизы и проводится в следующем порядке:
проверка установленной комплектности проектной документации;
проверка наличия в документации обязательных подписей;
учет при экспертизе действующих общегосударственных и ведомственных правил, требований и норм;
оформление результатов экспертизы.
При необходимости на экологическую экспертизу отдельных видов научно-технической продукции и документации могут быть разработаны стандартные методики ее проведения.
Как отмечалось в разделе 5.1 экологическая экспертиза представляет собой определенную нормативными актами деятельность экспертных подразделений органов государственного и отраслевого контроля или специально создаваемых экспертных групп и комиссий по анализу, проверке и оценке предплановой, проектно-планировочной, проектно-сметной, конструкторской и технологической документации, объектов строительства и недвижимости на их соответствие установленным правилам и требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, в целях предупреждения возможных негативных воздействий проектируемых и реальных объектов на окружающую среду и обеспечения благоприятного ее состояния при эксплуатации этих объектов.
В представляемых на экологическую экспертизу материалах инженерно-геологических, ландшафтных и экологических изысканий должны быть рассмотрены следующие вопросы (в контексте природосбережения, рационального использования природных ресурсов, особенно лимитируемых, экологической безопасности населения и т.п.):
данные о геологических, гидрогеологических, геокриологических и других условиях осваиваемой территории;
результаты полевых и лабораторных исследований;
исходные данные и требования, необходимые для разработки природоохранных мероприятий в техническом проекте;
материалы о естественном растительном и почвенном покрове и рельефе;
сведения о положении уровня грунтовых вод (в случае необходимости данные по другим типам подземных вод) и гидрографической сети;
материалы о распространении растительных и животных видов в районе строительства, путях миграции, местах нерестилищ и т.п.;
количественные оценки влияния элементов естественной природной обстановки на инженерно-геологические характеристики территории - динамика температурных полей, склоновые, криогенные, эрозионные и другие процессы;
характеристики типов и интенсивностей естественных процессов рельефообразования, появляющихся или активизирующихся вследствие строительства;
уровни влияния различных техногенных воздействий (снятие растительного покрова, отсыпка дорожного полотна, прохождение транспорта и т.п.) на изменение инженерно-геологических и ландшафтных характеристик, условия обитания и воспроизводства животных и растительных видов;
возможности естественного и искусственного восстановления нарушенных природных ландшафтов, прогноз изменения природной обстановки в результате вмешательства (строительства, эксплуатации, производства, бытовой деятельности и др.);
дифференциация участков и зон повышенной экологической уязвимости, требующих интенсивных природоохранных мероприятий.
В представляемой на экологическую экспертизу проектной документации и сопутствующих материалах должны быть рассмотрены следующие вопросы:
исходные данные для разработки решений по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
краткая характеристика физико-географических условий района строительства с учетом природно-климатических особенностей;
сведения о существующих фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе;
перечень и характеристики источников выбросов;
результаты расчета приземных концентраций, анализ и предложения по предельно допустимым выбросам и временно согласованным выбросам;
обоснование решений по предотвращению (или сокращению) выбросов загрязняющих веществ и выбору оборудования и аппаратуры для локализации и очистки выбросов;
сведения о сметной стоимости объектов и работ, связанных с осуществлением воздухоохранных мероприятий;
решения по снижению производственных шумов и вибраций;
ситуационная карта-схема района размещения сооружения с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории и местоположения расчетных точек;
генеральный план с указанием расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и устройств по очистке этих выбросов;
карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями на объекты окружающей природной среды;
предложения по предотвращению аварийных сбросов сточных вод, по предельно допустимым и временно согласованным объемам сброса сточных вод;
решения по повторно-последовательному использованию воды;
решения по предупреждению загрязнения рыбохозяйственных водоемов при проведении лесосплавных, гидромеханизированных, взрывных и других работ, сохранению естественного состояния водоемов;
компенсационные мероприятия по восстановлению рыбных запасов и рыбозащитные мероприятия;
материалы по восстановлению нарушенных территорий, включая охрану недр, рекультивацию, восстановление растительного и животного мира (обоснование способа снятия и хранения плодородного слоя, проектные решения по восстановлению земельного участка, приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению, технические решения по предотвращению возникновения или активизации неблагоприятных рельефообразующих процессов - водная и ветровая эрозия, оползание и оплывание склонов, заболачивание и подтопление; решения по восстановлению существовавшей до начала строительства системы естественного стока; данные об объемах отходов производства, а также перечень мероприятий по их переработке и утилизации; сведения о необходимых мероприятиях по охране недр и сохранению среды обитания животных и путей их миграции).
В представляемой на экологическую экспертизу проектно-технологической документации по организации и проведению строительно-монтажных работ должны быть рассмотрены с позиций экологии следующие вопросы:
наличие сведений о неблагоприятных воздействиях на окружающую среду (нарушение многолетней мерзлоты, нарушение связности верхнего слоя грунта и растительного покрова; химические, бактериологикие, радиационные и другие виды загрязнений и т. п.);
сроки, особенности производства работ и меры по восстановлению нарушенных участков территории;
способы сохранения гидрогеологического, геоботанического и других режимов естественного баланса в создаваемой ПТГ;
методы и технологии рационального использования почвеннорастительных и водных ресурсов в регионе строительства;
транспортные схемы и характеристики (с экологической точки зрения) механических транспортных средств и др.
Проведение экологической экспертизы проектов состоит из трех основных этапов:
подготовительного, на котором устанавливается полнота представления на экспертизу проектных материалов в соответствии с нормативными документами Минприроды РФ;
основного, на котором изучаются представленные материалы и объекты, устанавливается их соответствие требованиям природоохранного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
3) заключительного, на котором производится обобщение и оценка данных и составление заключения экспертизы.
На подготовительном этапе выявляют и проверяют достоверность и полноту представляемых предплановых, проектно-планировочных и проектно-сметных материалов, их соответствие требованиям действующего законодательства, нормативным документам. Проверяется также основание направления проектных материалов на экспертизу, наличие установленных сопроводительных документов и материалов, документов по предварительному выбору земельных участков для строительства.
При ознакомлении с основными паспортными данными, представляемых материалов, особое внимание следует обратить на раздел отражения наименования объектов экспертизы, стадии проектирования, основных сведений об организации, разработавшей проект, и организации-заказчике, их ведомственной принадлежности и подчиненности, даты разработки, данных об авторах, общей сметной стоимости строительства, в том числе стоимости природоохранных мероприятий, а также наличия подписей ответственных лиц. Полнота, объем и комплектность представляемых на экспертизу материалов определяются нормативными актами, регламентирующими порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения тех или иных предплановых, предпроектных и проектных материалов.
Важным на данном этапе является уяснение специфики представленных проектов и объектов и наличия необходимых согласований с заинтересованными предприятиями, организациями, учреждениями и органами государственного надзора или необходимости указанных согласований в процессе экспертизы и подготовки материалов (проектов) к утверждению.
Исходя из особенностей и сложности проектов составляют план проведения экологической экспертизы, определяют состав экспертов и устанавливают конкретные сроки исполнения.
При необходимости к проведению экологической экспертизы привлекают высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений, а также государственных органов и общественных организаций.
Руководитель экспертного органа должен ознакомить экспертов-исполнителей с основными паспортными данными. Эксперты-исполнители подбирают основные нормативные акты и документы, проектные решения -аналоги, информационные данные службы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и санитарного состояния экосистемы, в которой планируют разместить объект, а также различные экологические карты данного региона, отражающие наличие источников шума, вибраций, загрязнений окружающей среды, геолого-географических атласов и т. п., которые используют при проверке и оценке экспертируемых материалов.
Датой поступления проекта на экологическую экспертизу следует считать день подачи последнего материала по рассматриваемой схеме, проекту либо отдельных дополнительных документов по требованию экспертного органа.
Аналитическую обработку объектов экспертизы можно условно разделить на два подэтапа: изучение, анализ и проверка проектных решений, изложенных в пояснительной записке и содержащихся в графическом материале, а также прилагаемых к предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации материалов-заключений о согласовании предварительного выбора земельных участков, проведении изыскательских работ и пр.; проверка и анализ результатов обследований места предполагаемого размещения планируемых, проектируемых к размещению объектов.
Эколого-экспертным органам надлежит проанализировать объективность отражения основных проектных характеристик сложившейся экологической обстановки в районе размещения объектов, правильность определения характера источников загрязнения окружающей среды и их выбросов в атмосферу, водоемы и почву, а также обоснованность и полноту предусматриваемых мероприятий по предупреждению возможного экологического ущерба.
Важным на данном этапе является всесторонний учет соблюдения в проектах нормативных требований по созданию новых жилых комплексов за счет промышленного строительства, обоснование природоохранных мероприятий не только в пределах города, но и на территориях, прилегающих к нему, при непременном отражении характера и масштаба пространственного распространения фоновых загрязнений.
Большое внимание экспертные органы на данном этапе должны уделять определению эффективности запроектированных мер, направленных на улучшение состояния природных ресурсов, выполняющих оздоровительные, охранные и защитные функции.
Составной частью аналитического этапа является проверка обоснованности использования источников водоснабжения и энергии, комплексного использования сырья, других материальных ресурсов, включая отходы производства, жизнедеятельности и вторичное сырье, применение природосберегающих технологий.
Обязательное требование - анализ решений о возможных прогнозируемых изменениях окружающей природной среды при реализации проектов с учетом влияния антропогенных, климатических, метеорологических, иных природных факторов и процессов и их экологическая, экономическая, психологическая и санитарно-гигиеническая оценка.
Важнейшим элементом натурных разработок являются полевые обследования зоны размещения объектов. Они позволяют объективно оценить экологическую обстановку в зоне, выявить положительные и отрицательные особенности сложившейся экологической системы, ее антропогенных и природных компонентов. Натурные обследования выполняет проектная организация при разработке так называемого ситуационного, или опорного, плана местности (территории, участка, города и пр.), на которой намечено разместить объект.
По результатам проведенной экспертизы составляют перечень замечаний и экспертное заключение в двух экземплярах.
Экспертное заключение должны выполнять специалисты, имеющие соответствующие знания и опыт для квалифицированной оценки надёжности и безопасности принятого решения в разрабатываемом проекте или для оценки состояния функционирующего объекта, с точки зрения их воздействия на окружающую среду и вредного влияния на здоровье человека и живой природы.
В состав экспертной комиссию необходимо включать таких специалистов, знания которых должны охватывать весь комплекс событий и процессов, влияющих на состояние и безопасность человека и окружающей среды, которые могут возникнуть при вводе в эксплуатацию строительного или какого-либо другого объекта, а также включать специалистов для прогнозной оценки последствий возможных природных воздействий на эти объекты в период их эксплуатации (ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.).
Экологическая экспертиза должна начинаться с изучения функциональных особенностей объекта и процессов, осуществляемых на исследуемом объекте.
На объектах промышленного, транспортного и другого производственного назначения должны быть изучены и оценены все этапы их деятельности, начиная от поступления сырья, технологических переделов, хранения и отгрузки готовой продукции. На всех этих этапах должны быть проанализированы виды и объёмы загрязнения производственной и окружающей природной среды, определены возможные аварийные ситуации, условия ликвидации экстремальных ситуаций, социальная и экономическая оценка ущерба от деятельности рассматриваемого объекта и т.д.
В зданиях и сооружениях непроизводственного назначения должны быть оценены условия пребывания в них человека (жилые, учебные, воспитательные, зрелищные, спортивные и др. объекты) или другого живого организма (зоопарк, заповедник, лесопарк, аквапарк и т.п.) с учётом комфортного их пребывания на объекте исследования и исключения при этом загрязнения природной среды, например, сточными водами или отработанными и загрязнёнными газами.
При выполнении экологической экспертизы должны быть определены источники загрязнения, установлены их количественные характеристики и условия их исключения, снижения или локализации.
Обычно сведения о параметрах загрязнения определяется расчётом, но могут быть также использованы и фактические данные, полученные прямым приборным (натурным) измерением.
Анализ и оценка полученных сведений о загрязнении должны выполняться с учётом нормативных требований и в соответствии с апробированными методиками, а также, используя в качестве основного способа - метод сопоставления фактических и прогнозируемых характеристик с допускаемыми параметрами загрязнения окружающей среды.
В материалах экологической экспертизы должны быть установлены количественные характеристики выбрасываемых в окружающую среду всех видов отходов жизнедеятельности и производственных процессов, среди которых выделяют следующие основные:
Твердые отходы, хранимые на месте или вывозимые на установленную местными органами власти общественную или индивидуальную свалку.
Жидкие отходы, очищаемые на месте или сбрасываемые в городскую канализацию.
Выбросы газов и пыли в атмосферу после улавливания или очистки.
На каждый из этих видов отходов существуют допустимые нормы выбросов или технические требования на захоронения, которые устанавливаются на государственном уровне или региональном уровне.
Заключение экологической экспертизы проектов должно быть достаточно полным по содержанию и четко изложенным, не допускающим разных толкований рассмотренных материалов, содержать объективные и всесторонне обоснованные выводы экспертных органов в отношении полноты и законности проектных решений, отражать весь процесс экологической экспертизы, а также основные вопросы, которые рассматривались на каждом этапе.
Эколого-экспертное заключение должно состоять из трех основных частей: вводной (протокольной); констатирующей (описательной); заключительной (оценочно-обобщающей).
Во вводной части содержатся данные об органе, осуществляющем экспертизу, дата и время проведения экспертизы, наименование экспертируемых материалов, их состав, сведения об организации, разработавшей их, стоимость проектных и строительных работ, сведения о заказчике и органе, утверждающем экспертируемую документацию, перечень представленных на экспертизу материалов. В констатирующей части отражается общая характеристика экологического содержания экспертируемых материалов, функционально-пространственной и архитектурно-планировочной организации территории, где размещается объект, технические, санитарно-гигиенические и экономические проработки и основные решения по охране окружающей среды, рациональному использованию и защите земель, водных источников, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, иных природных ресурсов, в том числе социально-экологические вопросы, указывается место реализации проекта и соответствие его природному окружению в конкретной экосистеме.
Заключительная часть содержит оценку основных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов с учетом возможных экономических последствий реализации проекта. В ней определяют возможность рекомендации рассмотренных материалов к утверждению либо принимают решение об их возвращении на доработку (см. Приложение 5).
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы о:
- соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
- допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
- возможности реализации проекта объекта экспертизы. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов о:
необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
При недостатке экологических проработок должны быть сформулированы конкретные замечания и предложения по проектным решениям с изложением сути необходимых изменений, дополнений и указанием срока доработки и представления материалов на повторную экспертизу.
Первые экземпляры экспертного заключения и перечня замечаний выдаются разработчику, вторые экземпляры вместе с технической документацией остаются на хранении в подразделении экологической службы. После доработки документа в соответствии с перечнем замечаний руководитель экологической службы визирует его. Все изменения в части экологии, вносимые в документацию, ранее прошедшую экологическую экспертизу, должны быть согласованы с экспертом.
Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.
Единая форма Заключения государственной экологической экспертизы (см. приложение) утверждена приказом министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 28 сентября 1995 года №392.
Участие общественности является одним из принципов экологической экспертизы, закрепленных российским законодательством. Закон "Об охране окружающей природной среды" декларирует гласность и участие общественности как один из принципов экологической экспертизы, а закон "Об экологической экспертизе" конкретизирует права общественности в области экологической экспертизы. Законом предусмотрены две формы участия общественности в экологической экспертизе: участие в государственной экологической экспертизе и проведение общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться общественными организациями, устав которых предполагает такой вид деятельности. Результатом общественной экологической экспертизы является заключение рекомендательного характера, приобретающее юридическую силу в случае его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы. В остальном, Закон предполагает сходство процедур общественной и государственной экологической экспертиз (требования к экспертам, их ответственность и проч.), хотя отношения сторон в области общественной экологической экспертизы определены значительно менее детально.
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью