logo
Часть II

5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы

Экологическая экспертиза инвестиционно-строительных проектов и объектов недвижимости является составной частью общей экспертизы и проводится в следующем порядке:

При необходимости на экологическую экспертизу отдельных видов научно-технической продукции и документации могут быть разработаны стандартные методики ее проведения.

Как отмечалось в разделе 5.1 экологическая экспертиза представляет собой определенную нормативными актами деятельность экспертных подразделений органов государственного и отраслевого контроля или специально создаваемых экспертных групп и комиссий по анализу, проверке и оценке предплановой, проектно-планировочной, проектно-сметной, конс­трукторской и технологической документации, объектов строительства и недвижимости на их соответствие установленным правилам и требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, в целях предупреждения возможных негативных воздействий проектируемых и реальных объектов на окружающую среду и обеспечения благоприятного ее состояния при эксплуатации этих объектов.

В представляемых на экологическую экспертизу материалах инженерно-геологических, ландшафтных и экологических изысканий должны быть рассмотрены следующие вопросы (в контексте природосбережения, рационального использования природных ресурсов, особенно лимитируемых, экологической безопасности населения и т.п.):

Проведение экологической экспертизы проектов состоит из трех основных этапов:

  1. подготовительного, на котором устанавливается полнота представления на экспертизу проектных материалов в соответствии с нормативными документами Минприроды РФ;

  2. основного, на котором изучаются представленные материалы и объекты, устанавливается их соответствие требованиям природоохранного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

3) заключительного, на котором производится обобщение и оценка данных и составление заключения экспертизы.

На подготовительном этапе выявляют и проверяют достоверность и полноту представляемых предплановых, проектно-планировочных и проектно-сметных материалов, их соответствие требованиям действующего законодательства, нормативным документам. Проверяется также основание направления проектных материалов на экспертизу, наличие уста­новленных сопроводительных документов и материалов, документов по предварительному выбору земельных участков для строительства.

При ознакомлении с основными паспортными данными, представляемых материалов, особое внимание следует обратить на раздел отражения наименования объектов экспертизы, стадии проектирования, основных сведений об организации, разработавшей проект, и организации-заказчике, их ведомственной принадлежности и подчиненности, даты разработки, данных об авторах, общей сметной стоимости строительства, в том числе стоимости природоохранных мероприятий, а также наличия подписей ответственных лиц. Полнота, объем и комплектность представляемых на экспертизу материалов определяются нормативными актами, регламентирующими порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения тех или иных предплановых, предпроектных и проектных материалов.

Важным на данном этапе является уяснение специфики представлен­ных проектов и объектов и наличия необходимых согласований с заинтересованными предприятиями, организациями, учреждениями и органами государственного надзора или необходимости указанных согласований в процессе экспертизы и подготовки материалов (проектов) к утверждению.

Исходя из особенностей и сложности проектов составляют план проведения экологической экспертизы, определяют состав экспертов и устанавливают конкретные сроки исполнения.

При необходимости к проведению экологической экспертизы привлекают высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений, а также государственных органов и общественных организаций.

Руководитель экспертного органа должен ознакомить экспертов-исполнителей с основными паспортными данными. Эксперты-исполнители подбирают основные нормативные акты и документы, проектные решения -аналоги, информационные данные службы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и санитарного состояния экосистемы, в которой планируют разместить объект, а также различные экологические карты данного региона, отражающие наличие источников шума, вибра­ций, загрязнений окружающей среды, геолого-географических атласов и т. п., которые используют при проверке и оценке экспертируемых материалов.

Датой поступления проекта на экологическую экспертизу следует считать день подачи последнего материала по рассматриваемой схеме, проек­ту либо отдельных дополнительных документов по требованию экспертного органа.

Аналитическую обработку объектов экспертизы можно условно разделить на два подэтапа: изучение, анализ и проверка проектных решений, изложенных в пояснительной записке и содержащихся в графическом материале, а также прилагаемых к предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации материалов-заключений о согласовании предварительного выбора земельных участков, проведении изыскательских работ и пр.; проверка и анализ результатов обследований места предполагаемого размещения планируемых, проектируемых к размещению объектов.

Эколого-экспертным органам надлежит проанализировать объективность отражения основных проектных характеристик сложившейся экологической обстановки в районе размещения объектов, правильность определения характера источников загрязнения окружающей среды и их выбросов в атмосферу, водоемы и почву, а также обоснованность и пол­ноту предусматриваемых мероприятий по предупреждению возможного экологического ущерба.

Важным на данном этапе является всесторонний учет соблюдения в проектах нормативных требований по созданию новых жилых комплексов за счет промышленного строительства, обоснование природоохранных мероприятий не только в пределах города, но и на территориях, прилегающих к нему, при непременном отражении характера и масштаба пространственного распространения фоновых загрязнений.

Большое внимание экспертные органы на данном этапе должны уде­лять определению эффективности запроектированных мер, направленных на улучшение состояния природных ресурсов, выполняющих оздоровительные, охранные и защитные функции.

Составной частью аналитического этапа является проверка обоснованности использования источников водоснабжения и энергии, комплек­сного использования сырья, других материальных ресурсов, включая отходы производства, жизнедеятельности и вторичное сырье, применение природосберегающих технологий.

Обязательное требование - анализ решений о возможных прогнозируемых изменениях окружающей природной среды при реализации проектов с учетом влияния антропогенных, климатических, метеорологических, иных природных факторов и процессов и их экологическая, экономическая, психологическая и санитарно-гигиеническая оценка.

Важнейшим элементом натурных разработок являются полевые обследования зоны размещения объектов. Они позволяют объективно оценить экологическую обстановку в зоне, выявить положительные и отрицательные особенности сложившейся экологической системы, ее антропогенных и природных компонентов. Натурные обследования выполняет проектная организация при разработке так называемого ситуационного, или опорно­го, плана местности (территории, участка, города и пр.), на которой намечено разместить объект.

По результатам проведенной экспертизы составляют перечень замеча­ний и экспертное заключение в двух экземплярах.

Экспертное заключение должны выполнять специалисты, имеющие соответствующие знания и опыт для квалифицированной оценки надёжности и безопасности принятого решения в разрабатываемом проекте или для оценки состояния функционирующего объекта, с точки зрения их воздействия на окружающую среду и вредного влияния на здоровье человека и живой природы.

В состав экспертной комиссию необходимо включать таких специалистов, знания которых должны охватывать весь комплекс событий и процессов, влияющих на состояние и безопасность человека и окружающей среды, которые могут возникнуть при вводе в эксплуатацию строительного или какого-либо другого объекта, а также включать специалистов для прогнозной оценки последствий возможных природных воздействий на эти объекты в период их эксплуатации (ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.).

Экологическая экспертиза должна начинаться с изучения функциональных особенностей объекта и процессов, осуществляемых на исследуемом объекте.

На объектах промышленного, транспортного и другого производственного назначения должны быть изучены и оценены все этапы их деятельности, начиная от поступления сырья, технологических переделов, хранения и отгрузки готовой продукции. На всех этих этапах должны быть проанализированы виды и объёмы загрязнения производственной и окружающей природной среды, определены возможные аварийные ситуации, условия ликвидации экстремальных ситуаций, социальная и экономическая оценка ущерба от деятельности рассматриваемого объекта и т.д.

В зданиях и сооружениях непроизводственного назначения должны быть оценены условия пребывания в них человека (жилые, учебные, воспитательные, зрелищные, спортивные и др. объекты) или другого живого организма (зоопарк, заповедник, лесопарк, аквапарк и т.п.) с учётом комфортного их пребывания на объекте исследования и исключения при этом загрязнения природной среды, например, сточными водами или отработанными и загрязнёнными газами.

При выполнении экологической экспертизы должны быть определены источники загрязнения, установлены их количественные характеристики и условия их исключения, снижения или локализации.

Обычно сведения о параметрах загрязнения определяется расчётом, но могут быть также использованы и фактические данные, полученные прямым приборным (натурным) измерением.

Анализ и оценка полученных сведений о загрязнении должны выпол­няться с учётом нормативных требований и в соответствии с апробированными методиками, а также, используя в качестве основного способа - метод сопоставления фактических и прогнозируемых характеристик с допускаемыми параметрами загрязнения окружающей среды.

В материалах экологической экспертизы должны быть установлены количественные характеристики выбрасываемых в окружающую среду всех видов отходов жизнедеятельности и производственных процессов, среди которых выделяют следующие основные:

  1. Твердые отходы, хранимые на месте или вывозимые на установленную местными органами власти общественную или индивидуальную свалку.

  2. Жидкие отходы, очищаемые на месте или сбрасываемые в городскую канализацию.

  3. Выбросы газов и пыли в атмосферу после улавливания или очистки.

На каждый из этих видов отходов существуют допустимые нормы выбросов или технические требования на захоронения, которые устанавливаются на государственном уровне или региональном уровне.

Заключение экологической экспертизы проектов должно быть достаточно полным по содержанию и четко изложенным, не допускающим разных толкований рассмотренных материалов, содержать объективные и всесторонне обоснованные выводы экспертных органов в отношении полноты и законности проектных решений, отражать весь процесс экологической экспертизы, а также основные вопросы, которые рассматривались на каждом этапе.

Эколого-экспертное заключение должно состоять из трех основных частей: вводной (протокольной); констатирующей (описательной); заключительной (оценочно-обобщающей).

Во вводной части содержатся данные об органе, осуществляющем экспертизу, дата и время проведения экспертизы, наименование экспертируемых материалов, их состав, сведения об организации, разработавшей их, стоимость проектных и строительных работ, сведения о заказчике и органе, утверждающем экспертируемую документацию, перечень представленных на экспертизу материалов. В констатирующей части отражается общая характеристика экологического содержания экспертируемых мате­риалов, функционально-пространственной и архитектурно-планировочной организации территории, где размещается объект, технические, санитарно-гигиенические и экономические проработки и основные решения по охране окружающей среды, рациональному использованию и защите земель, водных источников, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, иных природных ресурсов, в том числе социально-экологические вопросы, указывается место реализации проекта и соответствие его при­родному окружению в конкретной экосистеме.

Заключительная часть содержит оценку основных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов с учетом возможных экономических последствий реализации проекта. В ней определяют возможность рекомендации рассмотренных материалов к утверждению либо принимают решение об их возвращении на доработку (см. Приложение 5).

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы о:

- соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

- допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

- возможности реализации проекта объекта экспертизы. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов о:

При недостатке экологических проработок должны быть сформулированы конкретные замечания и предложения по проектным решениям с изложением сути необходимых изменений, дополнений и указанием срока доработки и представления материалов на повторную экспертизу.

Первые экземпляры экспертного заключения и перечня замечаний выдаются разработчику, вторые экземпляры вместе с технической документацией остаются на хранении в подразделении экологической службы. После доработки документа в соответствии с перечнем замечаний руководитель экологической службы визирует его. Все изменения в части экологии, вносимые в документацию, ранее прошедшую экологическую экспертизу, должны быть согласованы с экспертом.

Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.

Единая форма Заключения государственной экологической экспертизы (см. приложение) утверждена приказом министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 28 сентября 1995 года №392.

Участие общественности является одним из принципов экологической экспертизы, закрепленных российским законодательством. Закон "Об охране окружающей природной среды" декларирует гласность и участие общественности как один из принципов экологической экспертизы, а закон "Об экологической экспертизе" конкретизирует права общественности в области экологической экспертизы. Законом предусмотрены две формы участия общественности в экологической экспертизе: участие в государс­твенной экологической экспертизе и проведение общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться общественными организациями, устав которых предполагает такой вид деятельности. Результатом общественной экологической экспертизы является заключение рекомендательного характера, приобретающее юридическую силу в случае его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы. В остальном, Закон предполагает сходство процедур общественной и государственной экологической экспертиз (требования к экспертам, их ответственность и проч.), хотя отношения сторон в области общественной экологической экспертизы определены значительно менее детально.