6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
Нормативная база определения коммерческого потенциала территорий базируется на следующих документах:
Постановлениях и распоряжениях Правительства Москвы, регламентирующих социально-экономическую, градостроительную и жилищную политику в городе;
нормативные акты федерального и городского уровня по ценовой кредитной и инвестиционной политике;
Материалы Генерального плана развития Москвы по размещению очередей строительства нового жилья и комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки;
данные кадастра городских земель с выделением зон экономической оценки территории, ставок земельного налога и арендной платы за землю;
показатели адресной инвестиционной программы города Москвы;
среднесрочные программы комплексной реконструкции районов сложившейся застройки и капитального ремонта жилищного фонда;
распоряжения Правительства Москвы, определяющие текущие изменения индекса цен на строительную продукцию (строительно-монтажные работы) в связи с инфляцией;
показатели бюджета г.Москвы, определяющего структуру размеров доходов и расходов бюджета на текущий год.
Информационное обеспечение при оценке коммерческого потенциала территории включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основанием для разработки его основных положений и выполнения соответствующих технико-экономических расчетов и обоснований. Состав и содержание исходных данных, источники их получения могут определяться заданием на разработку инвестиционного проекта, особенностями территории их планировки и застройки, градостроительной ситуацией.
Полнота, достоверность и объективность исходной информации во многом определяют доверительность показателей. Сбор информации рекомендуется проводить с учетом специфики застраиваемой территории, особенностями градостроительной ситуации, требованиями заказчика, лимитом времени и размером выделяемых на эти цели средств. При сборе информации следует учитывать задачи ее последующего использования, методы систематизации и обработки, возможности формализации и подготовки машинных программ, реализуемых на ЭВМ, пополнение имеющихся "банков данных" - разработчика инвестиционных проектов.
По своему назначению (использованию) информация включает данные о:
природных условиях территории (рельефе, озеленении); градостроительной ситуации (расположение участка в плане города относительно зон общегородского центра, массивов зеленых насаждений, основных магистральных инженерно-транспортных коммуникаций);
инженерных условиях освоения территории - (геоморфологические (рельеф), инженерно-геологические (грунты), гидрогеологические (подземные воды), наличие или отсутствие геологических процессов (карсты, овраги, болота), размер территорий, подлежащий инженерному освоению:
- объемах строительства жилья и его распределение по формам собственности;
условиях инженерного обеспечения территории; условиях транспортного обслуживания; экологических условиях развития территории; выводе объектов различного функционального назначения и т.д. Исходными материалами являются:
предпроектные разработки (концепция социально-экономического и градостроительного развития территории, ПДП, эскизы застройки);
данные городского заказа, определяющие направления, объемы и условия размещения объектов строительства и реконструкции районов;
материалы проведенных ранее обследований и технических изысканий, характеризующих условия застройки конкретных территорий (инженерная геология, гидрогеология, характер влияния на экологическую обстановку техногенных факторов и др.).
Классификация территорий определяется задачами обоснования эффективности инвестиционной привлекательности и приоритетности развития жилищного строительства на отдельных территориях административных округов города.
Инвестиционная привлекательность территории жилых застроек разрабатывается в рамках концепции социально-экономического и градостроительного развития административных округов и районов является прединвестиционным документом.
Нормативная база инвестиционных программ используется при расчетах:
а) затрат на:
подготовку строительства;
производство строительных работ;
эксплуатацию построенных объектов;
создание амортизационного фонда;
б) доходов от:
хозяйственного использования объектов-
продажи объектов;
- аренды земельных участков и объектов;
- налоговых поступлений:
в) технико-экономических показателей.
В составе нормативной базы используются федеральные, городские нормативы. В силу того, что нормативная база постоянно развивается и корректируется, все необходимые для формирования инвестиционных программ нормативы сгруппированы в таблице 6.14.
Таблица 6.14 Удельные показатели
№ п. п. | Наименование данных | Единицы измерения | Значения |
1. | Норма жилищной обеспеченности | кв.м/чел. |
|
2. | Норма плотности жилого фонда | т.кв.м/га |
|
3. | Норма плотности населения | чел./га |
|
4. | Базовая удельная стоимость строительства: - среднеэтажных (до 10 этажа); - высотных (до 22 этажей); - сверхвысотных (> 22 этажей) | т.руб./кв.м |
|
5. | Удельный вес объектов (в общей стоимости) - жилищного назначения - просвещения; - культурно-просветительских зрелищ; - торговли и общественного питания; - коммунально-бытового обслуживания; - здравоохранения; - физкультуры и спорта; - финансов и юстиции; - коммунального хозяйства; - инженерного обеспечения и транспорта | % |
|
В составе исходных данных, необходимых для разработки инвестиционных программ реконструкции жилой застройки представляются основные параметры застраиваемых территорий (табл. 6.15).
Основные параметры застраиваемых территорий представляются полномочными представителями соответствующих территориальных и отраслевых органов городской администрации, территориями (префектур).
В рамках каждой территории на стадии разработки инвестиционной программы решаются следующие задачи:
определение объемов и структуры строительства на рассматриваемых территориях;
определение потенциальных территорий для размещения жилищного строительства, емкости территорий (по численности населения и объемам жилого фонда), связанных с этим затрат и очередности их освоения;
определение уровни инвестиционных и эксплуатационных затрат, необходимых для реализации инвестиционной программы с распределением по направлениям (жилищное, культурно-бытовое строительство, инженерное оборудование благоустройство и озеленение территории т.д.), источникам финансирования, формам собственности;
обоснование экономической, бюджетной и коммерческой эффективности освоения рассматриваемых территорий.
Таблица 6.15 Основные параметры застраиваемых территорий
№ п/п | Наименование параметров | Ед. измерен ия | Номера территорий | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Очередность строительства | шифр |
|
|
|
|
|
|
|
2. | Площадь территории | Га |
|
|
|
|
|
|
|
3. | Средняя этажность | Этаж |
|
|
|
|
|
|
|
4 | Существ, жилищный фонд, в т.ч. | тыс.кв.м |
|
|
|
|
|
|
|
4.1. | - сносимый из-за ветхости | тыс.кв.м |
|
|
|
|
|
|
|
4.2. | - сносимый из-за реконстр. | тыс.кв.м |
|
|
|
|
|
|
|
5. | Объекты сущест. застройки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 | - жилищного назначения | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.2 | - просвещения | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.3 | - культ. -просвет., зрелищн. | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.4 | - торговли и общ. питания | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.5. | - коммунально-бытового обсл. | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.6 | - здравоохранения | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.7 | - физкультуры и спорта | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.8 | - финансов и юстиции | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.9 | - коммунального хозяйства | % |
|
|
|
|
|
|
|
5.10 | - инженер обеспечения и транспорта | % |
|
|
|
|
|
|
|
6 | Затраты | млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
Территории, по которым осуществляется оценка инвестиционной привлекательности охватывают структурные единицы в виде жилых районов, микрорайонов, кварталов, жилых образований с предприятиями культурно-бытового и коммунального обслуживания, внешними инженерными сетями и сооружениями, элементами внешнего благоустройства, озеленения, предприятиями, размещенными в подземном пространстве. При определении уровня инвестиционной привлекательности территорий необходимо учитывать затраты по сносу объектов (их модернизации, перепрофилированию, реконструкции), компенсационные выплаты в соответствии с очередностью освоения территории и т.д.
Обоснование эффективности инвестиционной привлекательности обновления конкретных территорий включает оценку уровня затрат в расчете на 1 м2 общей площади жилищного фонда, 1 жителя, 1 га территории. Одновременно учитывается уровень доходности объектов, размещаемых на территории в соответствии с концепцией социально-экономического и градостроительного развития как для инвесторов-застройщиков, так и для городского бюджета (объемы поступлений от продаж недвижимости, прав на аренду участков и застройку, налогов на землю), арендной платы и других поступлений и выплат в бюджет) в условиях конкретной социально- экономической ситуации.
Разновременные затраты и доходы подлежат приведению к базовому году путем дисконтирования.
При сравнительной оценке инвестиционных привлекательности территорий следует применять метод сравнительной эффективности основанный на сопоставлении проектных и базовых показателей в темповом измерении в приростных величинах и рейтингах этих показателей.
Территории жилых застроек подразделяются по следующим признакам:
характер и величина структурных образований - по численности населения и площади территории (квартал, жилая группа; микрорайон и т.д.);
расположение в структуре города по зонам экономической оценки, территории и.престижности района;
по степени предшествующего освоения (составу и техническому состоянию инженерного оборудования, благоустройства, озеленения);
по застроенности территории (свободная территория, плотность застройки до 15%, свыше 15% и т.д.);
по этажности и плотности жилищного фонда (высокая, средняя, низкая);
по конструктивному и техническому состоянию жилой застройки, удельному весу зданий с физическим износом до 40%, свыше 40% до 60%, свыше 60%;
по наличию специальных требований (выносу, перепрофилированию объектов, наличию охранных зон, планировочных ограничений, шумозащитным требованиям и др.);
по наличию предприятий обслуживания (микрорайонного, районного городского значения).
по доступности зон общегородского центра, общественно торговых и административных центров, мест приложения труда, степени озелененности;
близости к инженерным сооружениям и магистральным коммуникациям;
по экологической обстановке.
Классификация позволяет выявить территории, имеющие наибольшую коммерческую привлекательность для инвесторов, определить факторы, влияющие на выбор приоритетных по коммерческому потенциалу территорий жилой застройки, подлежащей реконструкции.
При расчете значений стоимостных показателей следует использовать имеющийся банк данных: БУПс, БУПэ, БУПвп, аналоги, а также материалы маркетинговых исследований с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, ценовой и кредитной и налоговой политики, уровень платежеспособного спроса населения инфляционные ожидания и др. в рассматриваемом горизонте прогнозирования (в пределах 2-х кратного расчетного срока реализации инвестиционной программы).
Система натуральных показателей предусматривает определение емкости территории по численности населения, площади, объемам строительства (по направлениям), сноса (перепрофилирования, реконструкции) сушествующего фонда. Экономичность решения характеризуют натуральные показатели: плотность населения, плотность жилищного фонда ("брутто" и' "нетто-2"), баланс территории.
Система стоимостных показателей основывается на расчетах объемов строительства по натуральным показателям, с одной стороны, и данным маркетинговых исследований с другой.
При расчете стоимостных показателей предусматривается выделение затрат и доходов в многоканальном потоке финансирования на основе: бюджетных средств города и федерального бюджета, внебюджетного фонда города.
Для обоснования очередности застройки целесообразно осуществлять классификацию территориальных резервов:
а) К первой категории резервов (размещение объектов 1-ой очереди строительства) относятся:
свободные от застройки участки, не требующие капитальных затрат по их освоению;
свободные участки, требующие затрат по инженерной подготовке территории;
участки с малоценным накопительным фондом, выбывающим по ветхости (физический износ свыше 60 %);
участки, обеспечивающие выборочное уплотнение застройки.
б) Ко второй категории резервов (размещение объектов 2-ой очереди) относят:
участки, предусматривающие снос капитального фонда с повышенным физическим и моральным износом (малоэтажные дома, 5-этажные панельные дома строительства начала 60-х годов в соответствии с городской программой замены такого фонда);
участки, требующие освобождения от непрофильных объектов, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (вынос, перепрофилирование объектов и др.).
Для определения емкости рассматриваемой территории расчет показателей проводится в следующей последовательности:
в зависимости от площади территориальных резервов, принятой средней этажности жилой застройки и нормативной плотности жилищного фонда «брутто» и «нетто-2», определяется проектируемый жилищного фонд;
на основе принятой нормы жилищной обеспеченности на 1 чел. и проектируемого жилого фонда определяется расчетная численность населения;
исходя из нормативов обеспечения предприятиями соцкультбыта (в расчете на 1000 жителей) определяются номенклатура, мощность (вместимость, пропускная способность) соответствующих объектов;
при сносе существующего фонда определяются объемы его выбытия;
на основе оценки фактического технического состояния зданий определяется потребность в их капитальном ремонте, реконструкции.
Перечень исходных показателей приведен в табл. 6.17-6.21.
Таблица 6.17 Основные показатели
№ п.п. | Наименование данных | Единицы измерения | Значения |
1. | Численность населения | тыс.чел. |
|
2. | Площадь территории | га |
|
3. | Жилищный фонд | тыс.кв.м |
|
4. | Норма жилищной обеспеченности | кв.м/чел. |
|
5. | Плотность жилищного фонда | кв.м/чел. |
|
6. | Плотность населения | чел./га |
|
7. | Средневзвешенная этажность |
|
|
8. | Объем изъятия земель | га |
|
9. | Объем сноса существующих объектов | тыс.кв.м |
|
10. | Объем использования подземного пространства | тыс.кв.м |
|
11. | Объем выбытия основных фондов и изменение функций | тыс.кв.м |
|
12. | Объекты внемикрорайонного значения | тыс.кв.м |
|
Таблица 6.18
- Часть II. Экспертиза пространственно-экономического состояния и развития недвижимости Оглавление
- Глава 5. Экологическая экспертиза 2
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории 35
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости 115
- Глава 5. Экологическая экспертиза
- 5.1. Экологические основы архитектурного формирования среды города
- 5.2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (овос)
- 5.3. Государственная экологическая экспертиза
- 5.4. Общественная экологическая экспертиза
- 5.5. Порядок и организация работ по проведению экологической экспертизы
- 5.6. Информационная база для проведения экологической экспертизы
- 5.7. Правовое и нормативное регулирование качества окружающей среды
- Глава 6. Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.1. Экспертиза местоположения как основной механизм реализации территориально-пространственного развития недвижимости
- 6.2. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.2.1. Экологический критерий
- 6.2.2. Экономический критерий
- 6.2.3. Градостроительный критерий
- 6.3. Система качественных и количественных соотношений по принятию решений
- 6.3.1. Алгоритм выделения экологической, транспортной и иных составляющих, которые оказывают влияние на ценность местоположения недвижимости
- 6.4. Условный пример
- 6.5. Методический подход к экспресс-оценке коммерческого потенциала территории
- Факторов
- Финансирования
- 6.6. Формирование системы исходных показателей и нормативных данных (на примере г.Москвы)
- Население и жилищный фонд
- Объекты соцкультбыта
- 1. Программа развития
- 6.7.Определение агрегированного показателя по блокам факторов
- 6.8. Определение интегрального показателя коммерческого потенциала территории застройки, подлежащей комплексной реконструкции
- 6.9. Организационный механизм интеграции инвестиционных проектов при реализации комплексной реконструкции существующей жилой застройки кварталов (микрорайонов)
- Глава 7. Экономические экспертизы
- 7.1. Цели и задачи прединвестиционного исследования эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционно-строительных проектов
- 1) Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- 2) Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- 7.2.1. Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании денежных поступлений
- 7.2.2. Методы оценки эффективности инвестиций, не предполагающие использования концепции дисконтирования (упрощенные методы)
- 7.2.3. Способы оценки конкурирующих инвестиций. Понятие о конкурирующих инвестициях
- 7.3. Учет рисков при оценке эффективности инвестиционно-строительных проектов
- 7.4. Финансовый анализ инвестиционных проектов
- 7.5. Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости
- 7.5.1. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.5.2. Сравнительный анализ продаж - рыночный подход к оценке недвижимости
- 7.5.3. Доходный подход к оценке недвижимости
- Глава 8. Основы организации управления и эксплуатации недвижимости
- 8.1. Цели, задачи и особенности управленческой экспертизы
- 8.2. Практические приемы организации управления нежилыми зданиями и сооружениями
- 8.3. Диагностика управления объектом нежилой недвижимости
- 8.4. Инновационные процессы в сфере управления развитием нежилой недвижимости
- 8.5. Оценка эффективности системы управления недвижимостью
- 8.6. Принципы деятельности управляющих организаций и компаний. Формирование бизнес-систем
- 8.7. Управленческая экспертиза в сфере жилищной недвижимости
- 8.7.1. Экспертиза управления объектами государственной и муниципальной жилищной недвижимости
- 8.7.2. Экспертиза координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию системы договорных отношений
- 8.7.3. Экспертиза современных форм и особенностей управления многоквартирными домами и жилищными комплексами, с учетом сочетания в них жилых объектов различных форм собственности
- Показатели, характеризующие приемку управляющей организацией законченного строительством многоквартирного дома в эксплуатацию и управление
- Виды и временные параметры начала договорных отношений управляющей организации с правообладателями жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
- 8.7.4. Основные направления формирования принципов регламентирования договорных отношений в сфере управления жилищной недвижимостью
- 8.7.5. Некоторые аспекты экспертизы финансового обеспечения управления жилищной недвижимостью