Тема 3. Организационные структуры управления
БАНКОМ
Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать следующие основные цели: достичь высокой рентабельности, достаточной ликвидности и экономической безопасности банка. Цели банка достигаются не только на базе упорядочения взаимодействия между отдельными организационными структурами банка, но и на основе улучшения взаимосвязи всех элементов организационной структуры банка с внешней средой.
Задача организации банковской деятельности состоит в том, чтобы посредством разделения труда, создания организационных структур (отделов, групп, управлений, комитетов и т.п.) содействовать реализации целей банка. Задача организации заключается также в том, чтобы наладить работу персонала подразделений банка в соответствии с поставленными целями и координировать эту работу.
Специфика банковской деятельности определяет необходимый набор структурных подразделений банка. Практически в любом банке имеются такие подразделения, как: Совет банка, правление, администрация, а также подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности.
Высшим органом управления коммерческого банка является собрание акционеров, которое созывается ежегодно для решения следующих вопросов: изменение устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение годовых результатов деятельности, создание и ликвидация территориальных подразделений банка.
В Совет банка, как правило, входят его учредители. Совет банка утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает участие в решении стратегических задач банковской деятельности.
Исполнительным органом банка является Правление (Совет директоров) банка, которое отвечает за общее руководство банка. В состав Правления входят высшие руководители банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители (вице-президенты), руководители подразделений банка.
Структура организационной схемы зависит от величины банка, состава и квалификации руководителей, характера деятельности банка, важности отдельных операций. В организационной структуре банка реализуются как оперативные, так и штабные функции. Оперативные (линейные) функции – кредитование, инвестирование, доверительные операции, международные расчеты, а также прием и обслуживание вкладов. Штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов: консультации исполнителей (бухгалтерский учет и финансовый анализ, прием на работу и повышение квалификации персонала, маркетинг, контроль, методическая работа, строительство и ремонт). Оперативные и штабные функции особенно разграничены в крупных банках. В мелких банках служащие вынуждены совмещать эти функции.
В банковской практике используются различные схемы организационных структур. Например, в условиях регионального рынка, ограниченного числа клиентов, слабой конкуренции и при отсутствии филиальной сети может быть использована пирамидальная схема построения банка. Такая схема отличается простотой вертикальных (линейных) связей высшего руководства с отделами банка.
Однако с усложнением условий и расширением района деятельности меняется и организационная структура банка. Все больше полномочий переходит от центральных органов управления к руководителям более низкого уровня, возникают промежуточные звенья деятельности банка. Такое рассредоточение функций и усиление роли отделений банка нашло отражение в географической структуре банка.
Широко распространена функциональная схема организационной структуры банка. Эта схема основана на необходимости выделения структурных подразделений банка в соответствии с видами банковских продуктов и услуг. Но, разумеется, банки не могут активно развивать все виды деятельности. Данная структура предполагает наличие дополнительных помещений, капитала, квалифицированных специалистов, техники и современных банковских технологий. Трудно практически реализовать все виды деятельности в виде самостоятельных структурных подразделений банка.
Дивизионная модель ориентирована на определенные зоны (отрасли) деятельности: кредит, финансы и вложение капитала. Крупные банки создают дочерние компании: лизинговые, факторинговые, трастовые, ипотечные, инвестиционные и т.п.
Матричная модель представляет собой комбинацию двух и более принципов формирования организационных структур. Двухмерная матричная модель представляет собой комбинацию функционального деления и деления по группам клиентов. В функциональной структуре выполняются банковские операции («back office»), а структура по группам клиентов («front office») осуществляет продажу банковских продуктов и привлечение новых клиентов.
В современных развитых банках целесообразно создавать систему специализированных профит-центров, предоставляющих клиентам набор определенных финансовых услуг, имеющих свои службы с обособленным учетом и расчетом издержек и прибыли. Примеры профит-центров: трастовый отдел, потребительское кредитование, кредитные карты.
Высокая степень специализации достигается в банковском холдинге. Дочерние филиалы холдинга имеют статус самостоятельных юридических лиц. Банковский холдинг может контролировать небанковские учреждения, тесно связанные с банковской деятельностью, - финансовые, лизинговые, факторинговые, трастовые, инвестиционные компании, страховые компании.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты