logo
Учебное Пособие

Исполнение бюджета в рф

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней.

В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации рас ходов бюджетной классификации РФ по каждому направлению расходования средств. Важнейшие задачи исполнения бюджета:

• обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;

• финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;

• правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов

Бюджетная роспись документ, который составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

Бюджетным кодексом определяются принципы исполнения бюджета в современных условиях.

1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета все средства бюджетополучателей (распорядителей бюджетных ассигнований, непосредственно осуществляющих расчеты, за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) находятся на едином счете — принцип единства кассы — предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения:

-появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Предварительный контроль — это контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств;

-минимизируется прохождение средств по расчетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа казначейства;

-появляется возможность перераспределения средств. Это позволяет учитывать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.

2. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе располагать владелец лицевого счета.

3. Планирование и исполнение бюджета ведутся в разрезе детальной бюджетной классификации РФ — принцип прозрачности бюджета. Для установления должного контроля за исполнением бюджета необходимо строго придерживаться бюджетной классификации на этапе подготовки и принятия распоряжений на финансирование.

4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетный кодекс вводит понятие бюджетного обязательства

и лимита бюджетных обязательств.

Бюджетное обязательство — признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет на период, не превышающий три месяца.

5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений. Казначейское исполнение бюджета позволяет значительно повышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом оптимально может проводить планирование расходов во времени, сокращать суммы финансирования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах.

Участниками процесса исполнения бюджета являются главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения.

Главный распорядитель бюджетных средств Федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главными распорядителями бюджетных средств являются министерства. Главный распорядитель выступает в суде от имени казны РФ: по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счёт казны РФ из средств федерального бюджета, выделенных главным распорядителем средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям

Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Завершается бюджетный процесс составлением и рассмотрением отчетности об исполнении бюджета.

Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации проводится в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации с 2004г.

Суть этих преобразований состоит в переходе к среднесрочному (на период не менее трех лет) финансовому планированию. Изменилась также и роль перспективного финансового плана. Утверждение перспективного финансового плана Правительством РФ и однозначное соответствие параметров его первого года проекту федерального бюджета, а также требованиям составления в режиме «скользящей трехлетки» с объяснением вносимых изменений существенно повышают статус и роль этого документа (ранее носившего справочно-аналитический характер) в бюджетном процессе.

С точки зрения требований среднесрочного планирования, ориентированного на результаты, наиболее существенными новациями являются:

Еще одна новация состоит в утверждении расходов на три года по субъектам бюджетного планирования. Если министерство не знает, какими ресурсами оно будет располагать в среднесрочной перспективе, то у него нет никаких стимулов для оптимизации действующих расходных обязательств, перераспределения средств — в пределах общего бюджета — в пользу более результативных программ. Дополнительные средства министерства смогут получить только по результатам конкуренции предложенных ими бюджетных целевых программ, которые в случае победы в конкурсе включаются в бюджет принимаемых обязательств. Это и есть введение для министерств жестких бюджетных ограничений.

Удлинение горизонта бюджетного планирования, разделение действующих и принимаемых обязательств, введение жестких бюджетных ограничений создают стимулы для министерств и федеральных служб расширять сферу применения и повышать качество бюджетирования, ориентированного на результаты, путем:

• разработки и использования в бюджетном процессе докладов о результатах и основных направлениях деятельности;

• перевода бюджетных расходов в форму бюджетных целевых программ;

• участия в эксперименте по ускоренному внедрению новых методов бюджетного планирования и повышению качества финансового менеджмента.