logo
Учебное Пособие

Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг

Государственный и муниципальный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

При государственном кредите неотъемлемым участником являются федеральные и региональные органы власти и управления, при муниципальном кредите – органы местного самоуправления. Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств, - это классическая форма государственного и муниципального кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты юридическим и физическим лицам, и как гарант – в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Основные цели государственного и муниципального кредита:

  1. финансирование бюджетного дефицита;

  1. проведение региональной финансово-кредитной политики;

  1. поддержка муниципальных образований;

  2. поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджетную систему РФ.

Государственный и муниципальный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, поэтому следует отличать государственный и муниципальный кредит от банковского кредита.

Отличия государственного и муниципального кредита от банковского кредита:

  1. Государственный и муниципальный кредит, как правило, имеет более низкий процент по сравнению с банковским кредитом, а в некоторых случаях выдается без процентов.

  2. Срок возврата банковского кредита строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических санкций (штрафов, пеней, процентов). Государственный и муниципальный кредит, как правило, не предусматривает экономических санкций государству.

  3. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели, а государственный и муниципальный кредит используются на финансирование текущих мероприятий, т.е. не имеет строго целевого назначения.

  4. Банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы, а государственный и муниципальный кредит может являться средством сокращения количества денег в обращении.

Высшим органом управления государственным и муниципальным кредитом являются законодательные органы власти. Законодательные органы власти устанавливают максимальные размеры привлечения средств и размеры кредитования за счет средств бюджета. Оперативное управление государственным и муниципальным кредитом возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк РФ, их территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Формы государственного и муниципального кредита:

1. Государственные и муниципальные гарантии, при которых государство выступает в качестве гаранта.

Государственная и муниципальная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная и муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами.

Письменная форма государственной и муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной и муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.

Гарант по государственной и муниципальной гарантии несет субсидиарную или солидарную ответственность. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной и муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Предоставление и исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге).

Государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке, при этом гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Государство гарантирует пенсионерам выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета РФ.

2. Государственные и муниципальные займы, при которых государство выступает либо в качестве заемщика, либо в качестве кредитора.

Основные виды государственных и муниципальных займов:

Государство как кредитор может выдавать следующие кредиты:

К внешним кредитам относят внешние долговые требования РФ.

Внешние долговые требования РФ – это финансовые обязательства иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором. Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ. Крупнейшими внешними должниками РФ являются следующие страны: страны СНГ (в первую очередь, Украина, Беларусь, Казахстан), Куба, Индия, Вьетнам, Монголия, развивающиеся страны Африки.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственными и муниципальными финансами. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный долг как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

Различают: 1.государственные и муниципальные внутренние заимствования, 2.государственные и муниципальные внешние заимствования.

Внутренние заимствования – это займы внутри страны (от бюджетов других уровней, от населения, от коммерческих банков и других).

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Внешние заимствования – это займы за пределами страны (от МВФ, от Парижского и Лондонского клубов, от Всемирного банка и других).

Государственные внешние заимствования РФ и субъекта РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ и субъектов РФ. Муниципальные внешние заимствования осуществлять нельзя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных и муниципальных заимствований. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Ежегодно разрабатываются программы внутренних и внешних государственных и муниципальных заимствований. Эти программы являются приложениями к бюджету соответствующего уровня. На федеральном и региональном уровне утверждаются программы внутренних и внешних государственных заимствований, а на местном уровне – только программы внутренних муниципальных заимствований.

В результате заемной деятельности государства образуется государственный и муниципальный долг.

Государственный и муниципальный долг – это долговые обязательства, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Государственный и муниципальный долг напрямую связан с бюджетным дефицитом. Для покрытия бюджетного дефицита выпускаются займы, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Величина государственного и муниципального долга, как и дефицит бюджета, важнейший показатель состояния экономики.

Виды государственного и муниципального долга:

1. капитальный и текущий

Капитальный долг – это совокупность долговых обязательств государства на определенную дату (на начало года).

Текущий долг – это предстоящие платежи по обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

2. внутренний и внешний

Внутренний долг – это долговые обязательства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, выраженные в валюте РФ.

Внешний долг – это долговые обязательства РФ и субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте, перед иностранными юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ и субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до 30 лет включительно). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Управление государственным и муниципальным долгом – это совокупность мероприятий государства по погашению и регулированию суммы государственного и муниципального долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ или Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.

Учет и регистрацию долговых обязательств осуществляют в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге). Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего государственного долга РФ (Государственная долговая книга РФ). Финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования осуществляется соответственно ведение Государственной долговой книги субъекта РФ и Муниципальной долговой книги.

Главным методом управления государственным и муниципальным долгом является реструктуризация долга, которая проводится в основном в отношении внешнего государственного долга РФ и субъектов РФ.

Реструктуризация долга – это пересмотр условий погашения долга.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основные методы управления государственным и муниципальным долгом:

  1. конверсия - изменение доходности займов,

  2. консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных государственных и муниципальных займов,

  3. унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов,

  4. отсрочка погашения займа,

  5. аннулирование государственного и муниципального долга - отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним государственным и муниципальным долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.