logo
Учебное Пособие

2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации

Основная цель внутреннего контроля в банке – это защита интересов инвесторов, банка и его клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения требуемого уровня надежности и минимизации рисков банковской деятельности.

Основной задачей внутреннего контроля является минимизация рисков банковской деятельности и достижение запланированного уровня надежности и устойчивости банка.

Система внутреннего контроля банка состоит из следующих элементов:

- административный контроль на основе организации работ, процедур и ведения документации с предоставлением полномочий персоналу банка;

- контроль за денежными потоками, отражающими финансовое состояние;

- финансовый контроль в банке;

- контроль за результатами банковской деятельности.

Принципы организации внутреннего контроля в банке:

- открытость всех подразделений банка для контрольных процедур;

- осуществление постоянного контроля за рисками в деятельности банка;

- разграничение полномочий и обязанностей персонала банка;

- взаимный контроль должностных лиц без дублирования процедур;

- контроль сохранности активов (имущества) банка.

Служба внутреннего контроля банка должна отвечать требованиям Банка России в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.

Анализ постановки внутреннего контроля в банках, оценка его эффективности осуществляется в ходе аудиторских проверок.