Финансы и кредит
Учебное пособие
Архангельск
2009
Содержание
Раздел I Деньги, кредит, банки 3
Раздел II Финансы 40
Раздел III Бюджетная система 65
Раздел IV Налоги и налогообложение 84
Раздел V Финансовый менеджмент 135
Раздел VI Рынок ценных бумаг 216
Раздел I Деньги, кредит, банки
1.1 Деньги: сущность, функции, роль в экономике
Объективная необходимость появления денег порождена потребностями товарного обмена. Деньги являются необходимым условием и одновременно продуктом развития товарообмена.
Необходимость появления денег - связано с развитием производительных сил и производственных отношений.
Первоначально деньги являлись особым товаром, имели товарную природу: они произошли из товарного мира в процессе развития товарного обмена.. Постепенно золото утратило функции денежного товара, произошла его демонетизация. Функции всеобщего эквивалента стали выполняться бумажными и кредитными деньгами. Современные деньги утратили товарную природу. Определение денег как особого товара не применимо к современным деньгам.
Современные деньги можно определить как всеобщий стоимостной эквивалент.
Деньги – не вещь, а овеществленная форма общественных отношений.
Свойства денег:
свойство всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары. Наличие у денег этого свойства является главным отличием денег от неденежных платежных средств (векселей, чеков, банковских карт).
деньги – высоколиквидный актив, поскольку могут использоваться владельцем для погашения всех обязательств путем простой передачи или записи на счетах.
деньги имеют определенную фиксированную номинальную стоимость (сумма, указанная на них, их достоинство).
В отличие от формально указанной, например, на ценной бумаге.
деньгам присуще такие свойства как однородность (стандартизированность, взаимозаменяемость), делимость, износостойкость, портативность (высокая стоимость на единицу веса), узнаваемость, удобство хранения.
Функции денег:
Функция меры (соизмерения) стоимости.
В функции меры стоимости деньги используются для выражения (соизмерения) стоимости товаров путем установления их цен.
Пример выполнения деньгами этой функции – определение цены товара (услуги).
Функция меры стоимости состоит в том, чтобы через цены выразить стоимости разнообразных товаров (выраженные в рублях, долларах или фунтах). Выражение стоимостей через цены позволяет соизмерять стоимость отдельных товаров между собой, определять меновые пропорции товарообмена.
Однако необходимо отметить, что металлические деньги (серебряные и золотые) (полноценные деньги), обладающие собственной стоимостью, использовались не только для соизмерения, но также и для измерения стоимости. В результате демонетизации золота, деньги, не имеющие собственной внутренней стоимости (бумажные и кредитные деньги, неполноценные деньги), используются только для соизмерения стоимости.
Следует подчеркнуть, что не деньги делают товары соизмеримыми, товары соизмеримы сами по себе как стоимости. Деньги лишь позволяют людям определить путем установления цен соотношения стоимостей различных товаров. Сами деньги цены не имеют. Они обладают покупательной способностью, под которой понимается их способность обмениваться на определенное количество товаров и услуг.
Особенностью функции соизмерения стоимости является то, что ее выполняют мысленно представляемые, т.е. идеальные, или счетные деньги. Определение цены товара является мысленной операцией, для него нет необходимости иметь при себе реальные деньги.
Цена товара формируется окончательно на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары, она зависит от стоимости товара и стоимости денег, их количества в обращении. Для сравнения цен различных товаров необходимо свести их к одному масштабу цен, т.е. вывести в одинаковых денежных единицах.
Масштаб цен – это инструмент, с помощью которого деньги выполняют функцию соизмерения стоимости.
Сначала масштаб цен складывался стихийно: естественным масштабом цен служили меры веса денежного металла. Позднее признанный масштаб цен закрепляется государством, становится официальным. Официальным масштабом цен служило весовое количество металла, законодательно закрепленное за денежной единицей.
Демонетизация золота привела к замене золотого масштаба цен бумажноденежным. В настоящее время при функционировании кредитных денег масштаб цен по-прежнему устанавливается государством. В качестве официального масштаба цен как и раньше служит денежная единица страны (рубль, доллар, иена), однако, теперь она не приравнивается к золоту.
Масштаб цен — это своего рода технический элемент, который формируется в разных национальных экономиках неодинаково. Поэтому, например, перевод одной национальной валюты в другую означает в первую очередь переход от одного масштаба цен к другому.
Несмотря на дискуссионный характер вопроса об определении масштаба цен, анализ истории развития рыночной экономики приводит к следующему выводу: как только соответствующий масштаб цен сложился в обществе и в дальнейшем был зафиксирован силой общественной традиции и авторитетом государства, возможно использование счетных денег.
Вместе с тем масштаб цен не является раз и навсегда заданной величиной. Его постепенное изменение возможно в процессе инфляции, мгновенное изменение — при проведении денежных реформ, девальвации и непосредственно — при деноминации.
Функция средства обращения (покупательного средства).
В функции средства обращения деньги используются для обслуживания процесса товарного обмена при покупке или продаже товара (услуги) за наличные деньги.
Деньги выступают в качестве посредника в процессе обращения товаров (Т-Д-Т’). Цепочка сделок может быть достаточно длинной, при этом деньги, будучи обменены на товар, обеспечивают их обращение, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому.
Примеры использования денег в этой функции: покупка товара в магазине за наличные, продажа товара за наличные.
Особенности функции средства обращения:
- в отличие от функции меры стоимости, выполняемой счетными (мысленно представляемыми) деньгами, функцию средства обращения выполняют реальные деньги, но не обязательно полноценные.
- функцию средства обращения выполняют только наличные деньги.
- при ее выполнении происходит параллельное (встречное) движение товаров и денег. Продавец обменивает свой товар на его денежный эквивалент.
Отсюда следует, что количество необходимых для товарного обращения денег определяется, прежде всего, ценами реализуемых товаров и их количеством, т.е. суммой цен реализуемых товаров. Поскольку денежная единица обслуживает несколько товарных сделок, количество денег, необходимых для обращения, зависит также от числа ее оборотов, т.е. скорости обращения денег (СО).
Следовательно, потребность товарного обращения в деньгах (ПТОД) будет определяться суммой цен товаров (СЦТ), деленной на скорость обращения денег
ПТОД=СЦТ/СО
Чтобы функционировать в качестве средства обращения, деньги должны отвечать следующим условиям:
1) пользоваться всеобщим признанием в качестве денег,
2) быть санкционированными государством на выполнение этой функции, поскольку только государство может обязать других субъектов экономики принимать определенные знаки в качестве денег.
Функция средства накопления (сбережения).
В функции средства накопления деньги используются для образования резерва (запаса) покупательного и платежного средства.
Примеры выполнения этой функции:
Когда возникает разрыв во времени между получением предприятием выручки от реализации продукции и покупкой сырья или выплатой заработной платы рабочим,
Когда физическое лицо не использует часть полученных доходов на текущие нужды, а откладывает деньги на приобретение автомобиля,
Когда налоговые поступления превышают государственные расходы.
Основным условием выполнения деньгами функции средства накопления является стабильность их покупательной способности, т.е. способности денег обмениваться на товары и услуги.
Стабильная покупательная способность определенного количества денег означает возможность их владельца приобретать неизменный набор товаров и услуг. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего, она зависит от цен на товары и услуги:
D = 1:P
где D — покупательная способность денег;
Р — цены.
В условиях инфляции реальная стоимость денег (их покупательная способность) резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Начинается погоня за менее ликвидными или вообще неликвидными, но реальными ценностями: идет скупка земельных участков, недвижимости, произведений искусства, свободно конвертируемой валюты, в которой население делает свои сбережения и т.д.
Функция накопления может выполняться как наличными, так и безналичными деньгами.
Формы накопления:
Банковская форма — накопление денежных средств на счетах в банках, других небанковских кредитных институтах. Кредитное накопление может быть не только на счетах, но и в виде размещения средств в ценные бумаги.
Тезаврация (накопление в наличной денежной форме) ее развитие приводит к появлению негативных последствий так называемого парадокса бережливости в экономике.
Функция средства платежа.
Основной особенностью функции денег как средства платежа является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг.
Примеры использования денег в функции средства платежа:
погашение долговых обязательств,
предоставление и погашение банковских ссуд,
выплата зарплаты,
оплата налогов,
осуществление коммунальных платежей,
оплата товаров и услуг путем безналичных расчетов (при которых возникает разрыв во времени между поставкой товара и платежом за него).
Таблица 1.1 - Отличия функции средства платежа от функции средства обращения
Деньги как средство платежа | Деньги как средство обращения |
завершают процесс обмена | являются посредником в обмене товаров |
движение денег независимо (отрывается) от движения товаров | параллельное (встречное) движение товаров и денег.
|
выполняют как наличные, так и безналичные (депозитные) деньги | выполняют только наличные деньги |
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты