logo
Учебное Пособие

4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки

Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в налоговой системе России предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения. Налоговым кодексом РФ предусмотрено четыре специальных налоговых режима:

  1. система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);

  2. упрощенная система налогообложения (УСН);

  3. система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогообложение малого предпринимательства в Российской Федерации имеет свою историю.

В конце 1990-х гг. в российской системе налогообложения были учтены особенности деятельности малых предприятий в виде применения упрощенного порядка определения налоговой базы и ведения отчетности.

Впервые УСН была принята Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Упрощенная система налогообложения была введена в действие с 1 января 1996 г. Налогоплательщиками УСН первоначально могли быть организации и предприниматели с предельной численностью наемных работников до 15 человек. В качестве объекта обложения единым налогом по УСН устанавливались совокупный доход (разница между выручкой и затратами) или валовая выручка. Выбор объекта налогообложения осуществлялся законодательным органом власти субъекта РФ.

Пример. В Архангельской области с 1996 г. объектом обложения единым налогом при УСН для организаций являлась валовая выручка.

Упрощенная система налогообложения нашла применение преимущественно в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет. У налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, осложнялись финансовые отношения с покупателями, так как при реализации продукции покупателям-оптовикам не возмещался входной НДС.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — новый налог в российской налоговой системе. Система единого налога на вмененный доход построена на оценке потенциального дохода налогоплательщика и установления фиксированного размера платежей в бюджет. Первоначально он был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». С 1999 г. ЕНВД устанавливался и вводился в действие правовыми актами законодательных органов власти субъектов РФ.

В Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ было принято несколько корректирующих коэффициентов (К1, К2, К3, К4, К5, К6 — Кn), с использованием которых проводился расчет вмененного дохода. Налоговая ставка ЕНВД составляла 20 %. С 1 января 2002 г. она была снижена до 15 %.

Внедрение в малый бизнес системы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности преследовало цели:

заставить платить налоги представителей розничной торговли и бытовых услуг, доходы наличного оборота которых сложно поддаются учету;

упростить процедуры расчета и сбора налогов с данной категории налогоплательщиков.

Особенности деятельности малых предприятий и предпринимателей, работающих с наличными деньгами и без кассовых аппаратов, не позволяли налоговым органам эффективно контролировать их доходы. Введение особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей с помощью установления вмененного дохода в качестве объекта налогообложения имело цель увеличить налоговые поступления в бюджет.

Система единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в значительной степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

В системе единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности база налогообложения по каждой категории налогоплательщиков и объектам налогообложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов предпринимательства в соответствующих местных условиях. Расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню физических показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

Введение единого налога на вмененный доход позволило более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год.

Внедрение в практику единого налога на вмененный доход привело к некоторым проблемам. Во многих субъектах Российской Федерации были установлены заниженные размеры показателей базовой доходности, которые оказали влияние на величину налога. В результате не была обеспечена компенсация снижения доходов бюджетов в связи с отменой ряда уплачиваемых налогоплательщиками налогов при общем режиме налогообложения.

Вступившие в действие с 1 января 2003 г. гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ направлены на решение проблем отчетности субъектов малого предпринимательства и реализацию государственной политики совершенствования налогообложения малого бизнеса. Они ориентированы на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для развития малых предприятий.

В настоящее время упрощенная система налогообложения пользуется большой популярностью в России. Она интересует как представителей малого бизнеса, так и тесно сотрудничающие с ними крупные предприятия. Для налогоплательщиков выпускается даже отдельный журнал «Упрощенка».

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) имеет в России свою небольшую историю.

Первоначальный вариант гл. 26.1 НК РФ был принят Федеральным законом от 29декабря 2001 г. № 187-ФЗ. Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признавались сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении или пользовании. Налоговой базой была принята сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая ставка должна была устанавливаться законодательными органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территории.

Однако возникли непредвиденные трудности по определению налоговой базы ЕСХН на основе кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ был принят новый вариант гл. 26.1 НК РФ, который с изменениями от 17 мая 2007 г. действует в настоящее время.