4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов.
Ведущее место в системе внешнего государственного контроля за экономической и налоговой преступностью занимает президентский контроль, поскольку именно Президент руководит федеральными органами исполнительной власти правоохранительного «силового» блока. Правительство РФ осуществляет только координацию их работы. В связи со стратегической важностью усиления государственного контроля за экономической и налоговой преступностью контроль должен осуществляться Президентом РФ, субъектами президентского контроля, уполномоченными главой государства на реализацию контрольных функций, такими как Контрольное управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и их аппараты. Названные субъекты президентского контроля наделены правами осуществления контроля по вопросам экономической и налоговой преступности.
Контроль органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба Минфина РФ (ФНС) и ее подразделения осуществляют контроль в соответствии с Законом РФ «О налоговых органах».
Налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, так как обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти. Налоговый контроль — это завершающая фаза управления налогообложением и один из элементов методики планирования поступлений налоговых доходов в бюджет.
Приоритетом деятельности налоговых органов должна являться проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение плана по сбору налогов.
Налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней.
Исходя из этого функции государственного налогового контроля:
обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджеты;
воспрепятствование уходу от уплаты налогов посредством проверки исполнения налогового законодательства;
обеспечение соблюдения налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства;
выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений, по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:
камеральные налоговые проверки;
выездные налоговые проверки.
Широкий перечень функций потребовал от руководства Федеральной налоговой службы РФ перехода на более эффективный принцип организации работы и изменения структуры персонала: сокращения управленческого и увеличения инспекторского.
На 2007 г. наряду с инспекциями в РФ действовали 1230 территориальных налоговых офисов — территориальные обособленные рабочие места (ТОРМ). Созданные на месте инспекций налоговые офисы в основном осуществляют работу с налогоплательщиками.
Федеральная налоговая служба РФ в 2007 г. включала:
1186 территориальных инспекций;
9 межрегиональных инспекций федерального уровня;
82 региональных управления;
180 тыс. государственных служащих.
Федеральная налоговая служба формирует 69 % доходов бюджетной системы РФ.
Создание инспекций по крупнейшим налогоплательщикам позволило ФНС обеспечить:
качественное обслуживание налогоплательщиков;
эффективный контроль;
стабильность доходов государства.
Контроль за крупнейшими организациями в России осуществляется на федеральном уровне — в 9 межрегиональных инспекциях, созданных по отраслевому принципу.
Федеральная налоговая служба России разработала и поддерживает в актуальном состоянии налоговый паспорт:
Российской Федерации;
федеральных округов;
субъектов РФ.
Налоговый паспорт содержит информацию, характеризующую:
экономические показатели;
налоговую базу;
поступления по налогам;
задолженность по налогам и другие данные.
Основной источник формирования информационных ресурсов ФНС — налоговая отчетность юридических и физических лиц.
Пример. С января 2007 г. налоговыми органами создаются перечни налогоплательщиков, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Эта информация необходима представителям ФНС для дальнейшей работы по легализации налоговой базы по единому социальному налогу, а также базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Этой же цели служат специально созданные комиссии по легализации «теневой» зарплаты. Указанная работа проводится с учетом среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности.
В 2007 г. на заседания таких комиссий в налоговые органы были вызваны представители свыше 325 тыс. предприятий. Как стало известно из отчета о деятельности Федеральной налоговой службы России за 2007 г., опубликованного на официальном сайте правительства РФ, более 62 % налогоплательщиков за период с января по ноябрь увеличили налоговую базу по НДФЛ за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
ФНС РФ заинтересована в упрощении системы декларирования и уплаты налогов. Чем проще налогоплательщику исчислить и уплатить налог, тем меньше конфликтных ситуаций и больше доходов в бюджете.
Одна из приоритетных задач налоговой службы — повышение качества предоставляемого налогоплательщикам сервиса. Основу этой работы составляет сдача деклараций и проведение сверок с налогоплательщиками в электронном виде.
С середины 2002 г. ФНС РФ осуществляет государственную регистрацию налогоплательщиков — юридических лиц; с 2004 г. начата регистрация предпринимателей. Созданы государственные реестры юридических лиц (порядка 3 млн) и предпринимателей (5 млн). Процедура государственной регистрации занимает 5 дней, при этом реализован принцип «одного окна», обеспечена открытость данных реестров для пользователей. Ежедневно к сайту ФНС РФ обращаются порядка 150 тыс. пользователей.
Федеральной налоговой службой разработан и утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.
Работа по повышению эффективности контрольной работы налоговых органов ведется непрерывно с момента образования налоговой службы.
Пример. В мае 2007 г. ФНС РФ утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 11 критериям риска.
Решение о предъявлении налоговых претензий за нарушение налогового законодательства принимается только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Критерии — это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы.
В процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют следующие критерии.
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов за определенный период.
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право налогоплательщику применять специальные налоговые режимы.
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Непредставление налогоплательщикам пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Один из факторов риска — построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических оснований.
Например, производитель в целях увеличения затрат закупает сырье или комплектующие материалы у поставщика не напрямую, а через цепочку посредников — фирм-однодневок.
Аналогичный вопрос возникает, если поставка продукции между покупателем и продавцом, находящимися в одном городе, осуществляется с участием посредников в разных регионах страны. Несмотря на территориальную удаленность участников сделки, все документы оформляются и подписываются в течение одного дня.
Пример из практики налогового контроля ФНС РФ. Энергетическая компания, расположенная в Сибири, закупает уголь для производственных нужд у добывающей организации и у московского посредника. По прямому договору поставки с добывающей организацией цена угля составляет 201 руб. за тонну, а по договору с посредником — 410 руб. В ходе проведения контрольных мероприятий также установлено, что столичный посредник:
является аффилированным лицом по отношению к энергетической компании;
представляет нулевую отчетность и не располагается по адресу, заявленному в учредительных документах.
Налоговый орган доказал, что в результате согласованных действий юридических лиц, связанных корпоративными отношениями, была осуществлена сделка, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды энергетической компанией. Выгода выразилась в завышении расходов на закупку угля. Такое построение бизнеса однозначно должно вызывать вопросы у налоговиков, а налогоплательщик, ведущий бизнес по схожей схеме, в обязательном порядке должен быть включен в план проверок.
Еще один критерий риска — ведение финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более лет. Очевидно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Целью деятельности коммерческих организаций определено получение прибыли — не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности.
Убыточность финансовой деятельности в нескольких налоговых периодах — наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности. Чаще всего убыток возникает из-за неполного отражения в отчетности результатов коммерческой деятельности.
В настоящее время, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению убыточных предприятий, их доля в общем количестве юридических лиц достаточно велика (по данным ФНС России, около 21 %).
В случае получения налогового убытка организация по итогам отчетного периода не имеет налоговой базы, а значит, и обязательств по уплате налога на прибыль. Налогоплательщик также получает право в будущем уменьшить налоговую базу на сумму такого убытка. Если ранее уменьшение убытка было ограничено законодательно, то теперь организации вправе уменьшать налоговую базу вплоть до нуля на протяжении 10 лет. Задача налоговых органов в таких условиях — обеспечить достоверность суммы убытка, декларируемой налогоплательщиком.
Положительным результатом завершенных выездных проверок в 2007 г. можно считать уменьшение убытков предприятий на 7 млрд руб. Дополнительное отражение налоговой базы по налогу на прибыль организаций превысило 4 млрд руб. Если прежде налогоплательщики старались самостоятельно корректировать свои налоговые обязательства, то в данном случае политика ФНС России была направлена на добровольный их отказ от применения вышеуказанных схем ухода от налогообложения. В итоге налоговые органы записали в свой актив самостоятельное увеличение компаниями-налогоплательщиками налоговых обязательств на сумму в 63 млрд рублей за 9 месяцев 2007 г. ФСН России планомерно вела работу по легализации налоговой базы с участием самих налогоплательщиков. Таким образом была обеспечена достоверность налоговой базы по обязательному пенсионному страхованию, страховым взносам, НДФЛ, ЕСН, а также по налогу на прибыль организаций.
Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
ФТС в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.
С 2006 г. ФТС подчинена правительству РФ: Президент России подписал указ о передаче правительству РФ функций по управлению Федеральной таможенной службой. Ранее руководство Федеральной таможенной службой осуществлялось Министерством экономического развития и торговли РФ.
Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями.
Федеральная таможенная служба РФ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;
ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
выполняет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию РФ.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Органы внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом РФ «О налоговых органах» мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
Необходимо создать эффективный механизм государственного контроля за состоянием налоговой преступности, ее организованными формами, чтобы обеспечить экономическую и национальную безопасности личности, общества, государства. Решение данного вопроса стратегически важно для дальнейшего улучшения социально-экономической обстановки в стране.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты