Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
Портфель ценных бумаг – набор ценных бумаг, приобретенных банком с целью получения доходов и поддержания ликвидности. Банки, управляя портфелем ценных бумаг, стремятся к достижению равновесия между ликвидностью и прибыльностью. Структура портфеля обычно зависит от вида ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке: ценные бумаги федерального правительства, местных органов власти, крупных компаний и банков. Основными условиями эффективной инвестиционной деятельности банков являются:
- функционирование развитого фондового рынка в стране;
- наличие квалифицированных специалистов по ценным бумагам;
- диверсификация портфеля по видам, срокам и эмитентам ценных бумаг;
- правильная оценка инвестиционной привлекательности фондовых инструментов;
- чистая прибыль от вложения средств в ценные бумаги должна быть выше чистой прибыли от вложения средств на банковский депозит;
- рентабельность инвестиций должна быть выше темпов инфляции.
Различают два основных способа управления портфелем ценных бумаг: активный и пассивный. Активный способ предполагает прогнозирование ситуации на финансовом рынке и активное использование специалистами банка прогнозов для корректировки структуры портфеля ценных бумаг. Банки отслеживают и приобретают наиболее эффективные ценные бумаги и стараются избавиться от низкодоходных активов. Подобное управление имеет международный эквивалент «свопинг», что означает постоянный обмен, ротацию ценных бумаг через финансовый рынок. Выделяют следующие основные формы активного управления: подбор «чистого» дохода, подмена, сектор-своп, предвидение учетной ставки. При подборе «чистого» дохода продается облигация с более низким доходом, а приобретается – с более высоким. Подмена заключается в том, что обмениваются две похожие облигации, имеющие одинаковую доходность, но разный период обращения. При использовании сектора – своп осуществляется перемещение облигаций из разных секторов экономики, с различным сроком действия и разным доходом. Предвидение учетной ставки заключается в стремлении удлинить срок действия портфеля, когда ставки снижаются, и сократить срок действия, когда ставки растут. При этом по мере роста срока действия портфеля его цена в большей степени подвержена изменениям учетной ставки. Пассивное управление предполагает создание диверсифицированных портфелей с заранее определенным уровнем риска, рассчитанным на длительную перспективу. Такой подход возможен при достаточной эффективности рынка с ценными бумагами хорошего качества. Достоинства пассивного метода управления: низкие уровни накладных расходов и инвестиционного риска, низкий оборот. Однако в условиях высокой инфляции и при существовании, в основном, рынка краткосрочных ценных бумаг, а также в условиях нестабильной конъюнктуры фондового рынка такой подход представляется малоэффективным. Ориентиром при пассивном управлении может служить индексный фонд – портфель, отражающий движение выбранного биржевого индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг. Инвестор должен иметь в данном портфеле такую долю ценных бумаг, которую эти бумаги составляют при расчете индекса. Доходность ценных бумаг должна соответствовать определенному индексу и подразумевает равномерное распределение инвестиций между выпусками разной срочности, т.е. должна выдерживаться «лестница сроков». В этом случае долгосрочные бумаги обеспечивают банку более высокий доход, а краткосрочные – ликвидность. Портфельная стратегия управления ценными бумагами включает элементы как активного, так и пассивного метода управления.
Доходность отдельных видов ценных бумаг, обусловленная колебаниями процентных ставок, зависит от курса ценных бумаг и от срока их погашения. Чем короче срок погашения ценной бумаги, тем стабильнее ее рыночная цена, тем меньшим колебаниям подвержена стоимость ценной бумаги. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает объем наличных средств денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк стремится остановить рост рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме этого, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских наличных денежных средств.
Если вторичный резерв исчерпан в связи с изъятием вкладов и увеличением спроса на ссуды, то для восстановления ликвидности банка его необходимо пополнить в течение короткого времени. Для этого может потребоваться продажа ценных бумаг. Такая продажа становится необходимой в период ухудшения положения на денежном рынке и высоких процентных ставок за кредиты, когда спрос на ценные бумаги падает.
При большом объеме депозитных операций и при недостаточно полном портфеле кредитных вложений возникает проблема «избыточной « ликвидности. Банкам с избыточной ликвидностью необходимо переводить часть своего вторичного резерва в более доходную форму.
Один из подходов в инвестиционной политике – поддержание ступенчатой структуры сроков погашения ценных бумаг. Средства, высвободившиеся в результате погашения, реинвестируются в бумаги с самым длительным сроком.
При большой потребности в наличных средствах банку необходимо особое внимание уделить краткосрочным обязательствам, которые в наибольшей степени застрахованы от изменения цен в результате изменения процентных ставок.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты