logo
Учебное Пособие

Раздел 1 капитал

  • РАЗДЕЛ 2 ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ;

  • РАЗДЕЛ 3 МЕЖБАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ;

  • РАЗДЕЛ 4 ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ;

  • РАЗДЕЛ 5 ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ;

  • РАЗДЕЛ 6 СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО;

  • РАЗДЕЛ 7 РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    На основании утвержденного плана счетов ЦБ РФ коммерческие банки разрабатывают и утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, как это оговорено в Федеральном законе “О бухгалтерском учете”. Утвержденный рабочий план счетов вводится в компьютерный справочник плана счетов. В этом справочнике выделяются:

    • главы;

    • разделы;

    • счета 1-ого порядка;

    • счета 2-ого порядка.

    Между частями справочника устанавливаются ссылки и в хорошо организованных АБС предусматривается возможность задания правил корреспонденции балансовых счетов.

    Лицевые счета

    При рассмотрении состава и структуры базы данных, лицевые счета занимают самый нижний уровень иерархии счетов бухгалтерского учета, к лицевым счетам относятся все счета низшего уровня, включая и внутрибанковские счета, такие как счета доходов, расходов, прибыли и убытков. При ведении учета в АБС вся информация по лицевому счету хранится в памяти компьютера, а выписка по счету отображается на экране. В памяти компьютера по лицевому счету хранится большее количество реквизитов, чем это отображается в выписке. Этот состав реквизитов может быть следующим:

    • идентификатор (кодовое обозначение) лицевого счета;

    • наименование счета;

    • код клиента или код статьи (в случае внутрибанковского счета);

    • номер балансового счета 2-ого порядка;

    • тип счета (активный, пассивный, активно-пассивный);

    • состояние счета (открыт, закрыт, блокирован, арестован);

    • принадлежность счета (клиентский или внутрибанковский);

    • дата и пользователь системы, открывший счет;

    • дата и пользователь, производивший последнее редактирование счета;

    • дата последней операции по счету;

    • текущее сальдо;

    • плановые обороты (дебетовые и кредитовые) по данному счету;

    • размер допустимого овердрафта по счету;

    • процентная ставка;

    • процент за овердрафт;

    • сумма за банковское обслуживание;

    • принадлежность к тарифу (номеру тарифа);

    • номер внутри балансового счета (для прямых расчетов);

    • неподтвержденные кредитовые обороты (для прямых расчетов).

    Исходя из этого, а также с учетом кодов валют, защитного ключа, придания счету наглядности определена Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам). Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установленном порядке дополнительные лицевые счета.

    Кредитные организации имеют право открывать юридическим и физическим лицам (клиентам) на определенный срок накопительные счета на том же балансовом счете, на котором предполагается открытие банковского счета для зачисления средств. Расходование средств с накопительных счетов не допускается. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке банковские счета клиентов. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей.

    На счетах учета операций по банковским счетам могут открываться отдельные лицевые счета клиентам для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и другие цели. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производится на договорных условиях на том же балансовом счете, где учитываются операции по банковским счетам. При этом не должна нарушаться действующая очередность платежей. Средства на эти счета должны перечисляться с банковских счетов. Контрольные функции по операциям, проводимым по указанным счетам, кредитные организации осуществляют в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими договорами.

    Если на капитальные вложения выделяются бюджетные средства, то эти операции совершаются в соответствии с порядком по ведению операций с бюджетными средствами.

    В Плане счетов бухгалтерского учета для проведения определенных операций (прием платежей от клиентов для последующего перечисления непосредственным получателям) предусмотрен транзитный счет. Средства с этого счета должны перечисляться в порядке и сроки, определенные договором с получателями средств. При этом дебетовое сальдо по транзитному счету в целом и по каждому счету аналитического учета не допускается.

    В Плане счетов бухгалтерского учета выделены счета для учета прочих привлеченных и размещенных средств. Указанные счета предназначены для учета денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, привлекаемых и размещаемых кредитными организациями на возвратной основе по договорам, отличным от договора банковского вклада (депозита), банковского счета клиента и кредитного договора (например, по договорам займа).

    Аналитический учет ведется в валюте Российской Федерации в порядке, определяемом учетной политикой кредитной организации. При этом аналитический учет должен обеспечить получение информации в разрезе заключенных договоров с заемщиками и иными контрагентами, формирование резервов по которым производится на индивидуальной основе, и портфелей однородных ссуд (требований).

    В Плане счетов бухгалтерского учета использован счет "Денежные средства в пути" для учета средств, отправленных в другие кредитные организации или филиалы кредитной организации, которые еще не приняты (не зачислены в кассу) получателем.

    Счета в иностранной валюте открываются на любых счетах Плана счетов бухгалтерского учета, где могут учитываться операции в иностранной валюте. При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

    Совершение операций по счетам в иностранной валюте производится с соблюдением валютного законодательства Российской Федерации.

    В номер лицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте, включается трехзначный код соответствующей иностранной валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют.

    Счета аналитического учета могут вестись только в иностранной валюте либо в иностранной валюте и в рублях. Синтетический учет ведется только в рублях.

    Пересчет данных аналитического учета в иностранной валюте в рубли (переоценка средств в иностранной валюте) осуществляется путем умножения суммы иностранной валюты на установленный Центральным банком Российской Федерации официальный курс иностранной валюты по отношению к рублю. Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном бухгалтерском балансе только в рублях. Для дополнительного контроля и анализа операций в иностранной валюте кредитным организациям разрешается разрабатывать специальные программы и учетные регистры.

    В Плане счетов бухгалтерского учета выделены специальные счета для учета операций с нерезидентами Российской Федерации. Если в названии счета нет слова "нерезидент", то счет применяется для отражения операций резидентов. Понятия "резидент", "нерезидент" соответствуют валютному законодательству Российской Федерации.

    Счета аналитического учета по операциям с драгоценными металлами могут вестись только в учетных единицах чистой (для золота) или лигатурной (для серебра, платины и палладия) массы металла (далее - учетная единица массы) либо в учетных единицах массы и в рублях. Синтетический учет ведется только в рублях.

    При ведении счетов только в учетных единицах массы итог остатков по всем лицевым счетам в драгоценных металлах соответствующего балансового счета второго порядка должен отражаться в регистрах бухгалтерского учета в рублях по действующим учетным ценам Центрального банка Российской Федерации на драгоценные металлы (далее - учетная цена на драгоценные металлы). Эти данные должны использоваться для сверки аналитического учета с синтетическим.

    Активы и обязательства кредитных организаций в драгоценных металлах (за исключением драгоценных металлов в виде монет и памятных медалей) отражаются в балансе кредитной организации, а также остатки по внебалансовым счетам исходя из учетных цен на аффинированные драгоценные металлы (золото, серебро, платину, палладий).

    Пересчет данных аналитического учета в учетных единицах массы в рубли (переоценка драгоценных металлов) осуществляется путем умножения массы драгоценного металла на учетную цену соответствующего аффинированного драгоценного металла.

    В разделе "Операции с ценными бумагами" выделены группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в долевые ценные бумаги, учтенные векселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги.

    Счета первого порядка открыты: по вложениям кредитных организаций в ценные бумаги - в зависимости от цели приобретения, по учтенным векселям - по группам субъектов, авалировавших векселя (при отсутствии аваля - выдавших вексель), по выпущенным кредитными организациями ценным бумагам - по видам ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги на счетах второго порядка разделены по группам субъектов - эмитентов ценных бумаг.

    Учтенные векселя, а также выпущенные кредитными организациями ценные бумаги разделены по срокам их погашения.

    Расчеты по операциям с ценными бумагами, в том числе на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), сосредоточены в одной группе счетов.

    В активе и пассиве баланса выделены счета, где это требуется, по срокам:

    по балансовым счетам:

    до востребования

    сроком до 30 дней

    сроком от 31 до 90 дней

    сроком от 91 до 180 дней

    сроком от 181 дня до 1 года

    сроком свыше 1 года до 3 лет

    сроком свыше 3 лет.

    По межбанковским кредитам и ряду депозитных операций дополнительно предусмотрены сроки на один день и до 7 дней;

    по внебалансовым счетам главы Г "Срочные сделки":

    сроком исполнения на следующий день

    сроком исполнения от 2 до 7 дней

    сроком исполнения от 8 до 30 дней

    сроком исполнения от 31 до 90 дней

    сроком исполнения более 91 дня.

    Суммы на соответствующие счета по срокам относятся в момент совершения операций. Сроки определяются с момента совершения операций (независимо от того, какая дата указана в документе, ценной бумаге). Группировка счетов по срокам до их окончания должна производиться программным путем.

    На счетах "до востребования", помимо средств, подлежащих возврату (получению) по первому требованию (на условиях "до востребования"), учитываются также средства, подлежащие возврату (получению) при наступлении предусмотренного договором условия (события), конкретная дата которого неизвестна (на условиях "до наступления условия (события)").

    При выдаче из ЭВМ указанной информации, кроме баланса, распечатываются ведомости по срокам, исчисленным от даты совершения операции, и срокам, оставшимся до истечения срока. Эти показатели по итогам счетов должны быть равны. Ведомость прилагается к балансу. Она также используется для сверки аналитического учета с синтетическим. Периодичность распечаток ведомостей устанавливает кредитная организация, но на отчетные даты эти ведомости распечатываются в обязательном порядке.

    В случаях, когда ранее установленные сроки привлечения и размещения денежных средств изменены, новые сроки исчисляются путем прибавления (уменьшения) дней, на которые изменен (увеличен (уменьшен)) срок договора, к ранее установленным срокам. При этом остаток по счету второго порядка с ранее установленным сроком переносится на счет второго порядка с новым сроком.

    Учет кредитных операций (активных и пассивных) предусматривается вести, кроме сроков, по собственникам, коммерческим, некоммерческим организациям.

    Порядок учета операций по формированию уставного капитала кредитных организаций изложен в нормативных актах Банка России.

    Порядок расчетов между кредитными организациями, а также между подразделениями одной кредитной организации определяют сами кредитные организации с соблюдением основных принципов и условий, определенных нормативными актами Банка России. При определении внутрибанковских расчетов кредитные организации исходят из того, что они несут ответственность за риск и правильную организацию этих расчетов.

    В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитной организации, использования ее прибыли.

    Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации (ее филиала). Баланс должен отвечать следующим основным требованиям:

    составляется по счетам второго порядка;

    по каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях; по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублевом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости; итого по счету;

    по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;

    по ряду активных (пассивных) счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам;

    баланс должен быть читаемый, в заголовке указываются текстом: название кредитной организации, дата, на которую составлен баланс, единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма по балансу должна называться "баланс";

    в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.

    Первичные балансы (кредитной организации без филиалов, каждого филиала) составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) - в единицах, указанных для составления и представления отчетности.

    Операционная техника в банках

    Выполняя предназначенный ему круг операций, банк должен стремиться при этом достичь наибольшей эффективности, достоверности и безопасности. Многолетняя практика банковской деятельности позволила выработать определенные правила и приемы выполнения банковских операций, обеспечивающие необходимые результаты. Операционная техника в банках определяется как совокупность правил и технических приемов по совершению и оформлению расчетно-денежных операций, их учету и контролю.

    На операционную технику в банках могут оказывать влияние ряд факторов. Это размер банка, совокупность выполняемых им операций, территориальное размещение и параметры помещения банка, используемые технические и программные средства, квалификация персонала и др. Но многие правила и приемы остаются ценными при любых условиях. Они определяются рядом нормативных документов. В настоящее время коммерческие банки в своей учетно-операционной работе ориентируются на «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» № 302-П от 26.03.2007. В организации и проведении учетно-операционной работы в банках принимают участие работники бухгалтерии - одного из структурных подразделений банка. Возглавляющий бухгалтерию главный бухгалтер выполняет организаторские и контролирующие функции. Учетно-операционная работа современного банка неразрывно связана с автоматизированной банковской системой (АБС) и современная операционная техника в банке строится с учетом ее максимальной компьютеризации.

    Компьютеризация учетно-операционной работы банка

    Роль компьютеризации деятельности современного коммерческого банка велика. За счет ускорения принятия решений и осуществления платежей повышается оборачиваемость капитала, делается возможным появления новых видов банковских услуг. Современная банковская технология направлена на автоматизацию всех направлений деятельности банка. Если до какого-то момента функционирование банка в режиме ручной обработки информации может поддерживаться за счёт экстенсивных методов развития (например, расширения штатов и аппарата управления), то на определённом этапе деятельность банка либо неизбежно выходит из под контроля, либо банк становится не в состоянии реагировать на изменение ситуации на рынке. Компьютеризация банковской деятельности повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка.

    Большая доля работ в автоматизированной банковской системе (АБС) связана с учетной и операционной деятельностью. Ее автоматизация позволяет максимально уменьшить долю ручного труда, улучшить качество обслуживания клиентов, сократить время на обработку документов, уменьшить ошибки, предотвратить хищения, отказаться от бумажной технологии ведения учёта и т.д. При этом существенно изменяется организация бухгалтерского учета. Все процессы учета максимально автоматизируются, например, отражение банковских операций по счетам аналитического и синтетического учета с получением результатов в соответствующих отчетных формах, сверка данных двух видов учета. При обработке информации на компьютере могут автоматически составляться бухгалтерский журнал, сводные карточки, автоматически заполняться лицевые счета, при этом может отпасть необходимость ведения бумажной картотеки лицевых счетов и т.д. Сверка данных аналитического и синтетического учета осуществляется также автоматически, поэтому не нужно составлять сводки, которые использовались в условиях ручной системы учета для сверки данных двух видов учета. Применение программных методов контроля на всех стадиях компьютерной обработки учетной информации позволяет отказаться от сличения записей в лицевых счетах с первичными документами. В АБС автоматически составляется ряд бухгалтерских проводок, т.е. программным путём машина зачисляет суммы на одни счета в корреспонденции с другими. Выполненные машиной бухгалтерские проводки отражаются в аналитическом и синтетическом учете.

    АБС автоматизируют наиболее трудоемкие операции банковского учета, что позволяет существенно повысить производительность труда в бухгалтерской службе банка и оперативность обслуживания клиентов, а также уменьшить вероятность ошибок в банковском учете. Автоматизация банковских процессов позволяет минимизировать типичные виды банковского риска: потери документов, ошибочную адресацию, фальсификацию платежных поручений и др.

    В настоящее время ни один банк не обходится без средств автоматизации своей учетно-операционной деятельности. Пути же разработки, внедрения и использования АБС довольно разнообразны. Некоторые банки шли по пути создания собственных групп разработчиков таких систем, другие банки пользовались услугами сторонних групп и фирм, разрабатывающих АБС. При этом обращались к услугам отечественных и зарубежных фирм. Только треть банков отваживается на собственные разработки, остальные же покупают АБС, сокращая сроки внедрения и повышая качество их функционирования.

    Для многих банков оптимальным будет нечто среднее, заключающееся в успешном сочетании закупки базовых и стандартных программных модулей с последующей самостоятельной разработкой и доработкой под углом своих специфических потребностей и задач.

    Требования к банковским компьютерным системам

    Несмотря на различные подходы к разработке, банковские компьютерные системы, или АБС, должны удовлетворять ряду требований. К наиболее важным следует отнести следующие: 

    • достаточная функциональная полнота;

    • информационная интеграция;

    • открытость системы;

    • достоверность информации;

    • надежность системы;

    • безопасность системы.

    Учетно-операционные задачи в банке представляют собой взаимосвязанный комплекс. Результаты решения одних задач часто являются необходимым условием решения других. Только банковские системы, комплексно автоматизирующие все функции или взаимосвязанные задачи, обеспечивают наибольшую эффективность такой системы, полностью автоматизируя информационные обмены между задачами. Стремясь к функциональной полноте банковских компьютерных систем следует избегать приобретение систем с функциями, которые никогда в будущем не потребуются банку. Такие излишне автоматизированные функции характерны для приобретаемых полностью зарубежных разработок. Функциональная избыточность влечет излишние затраты. Вот почему говорят о достаточной функциональной полноте банковской компьютерной системы.

    Следующее требование - информационная интеграция подразумевает создание единого информационного пространства, которое обеспечивало бы непротиворечивость хранимых и используемых данных, их однократный ввод в систему и многократное использование, устранение излишнего дублирование данных.

    Банковская компьютерная система, как живой организм, находится в постоянном развитии и совершенствовании. Появляются новые технические и программные средства, совершенствуются технологические решения. Все эти новшества должны с наименьшими затратами интегрироваться в старую систему, т.е. система должна бать открыта для добавления и модификации. В противном случае пришлось бы каждый раз разрушать старую систему и строить новую, что потребовало бы больших затрат.

    Информация в операционной и бухгалтерской деятельности банка требует высокой степени достоверности. Нарушение достоверности информации может привести к серьезным отрицательным последствиям. Хорошая банковская компьютерная система должна обеспечивать необходимый уровень достоверности информации. Для этого могут использоваться различные методы и приемы. Ряд бухгалтерских методов, например, двойная запись по счетам и балансовый метод обеспечивают необходимый уровень контроля достоверности. Широко используются и такие чисто технологические приемы, как визуальный контроль, двойной набор информации при вводе, метод контрольных сумм, проверка по справочникам и др. Большое значение для повышения достоверности имеет предусматриваемая в системе персональная ответственность и последующий контроль.

    Немаловажное требование предъявляется к надежности банковской компьютерной системы. Под надежностью системы понимается ее способность достаточно долго выполнять свои функции. Надежность системы во многом зависит от надежности ее компонент. Наиболее распространенный метод повышения надежности системы - дублирование ее компонент. Это двойные накопители на жестком диске (зеркальные диски), использование сдвоенных серверов, страховка основного источника энергии бесперебойным источником питания и т.д.

    Безопасность банковской компьютерной системы подразумевает контроль и ограничение доступа к ней. Защищены должны быть все технические средства, программные средства и базы данных, а также средства коммуникации. Разрабатываются специальные организационные мероприятия, включающие в себя действия службы безопасности, видео- и телесистемы слежения и другие формы контроля. Несанкционированный доступ к системе ограничивается специальными аппаратными и программными средствами. Организуется контроль и допуск к работе на рабочих местах, базам данных и другой информации. При этом широко используется парольная защита и разграничение доступа к данным.